Кыргызстан и инвестиции. Нам по пути?

Кыргызстан и инвестиции. Нам по пути?

Акылбек Мамыров рассказал о создании привлекательного инвестиционного климата в Кыргызстане и других смежных темах. Акылбек длительный период работал в Дубае в качестве Полномочного представителя Торгово-промышленной палаты КР в ОАЭ. Также у него большой управленческий опыт на руководящих должностях в международных и местных компаниях. Сейчас он активно внедряет полученный за рубежом опыт в Кыргызстане. Является учредителем и управленцем 2-х компаний в сфере международной торговли.

Вы длительный период жили и работали в Дубае. Какие международные практики считаете эффективным для адаптации в КР?

— На самом деле, ОАЭ – показатель того, как в кратчайшие сроки при правильном менеджменте со стороны государства можно добиться внушительных результатов. Ошибочно полагать, что основной причиной бурного развития экономики Объединенных Арабских Эмиратов являются углеводородные ресурсы. Они, безусловно, имеют место, но не во всех эмиратах. Дубай – это эмират с наиболее диверсифицированной экономикой. Доля углеводородных ресурсов в ней – не более 13%. Более 50% – это торговля, финансовые услуги и туризм.

Что можем почерпнуть мы из этого опыта. Считаю, что во избежание в дальнейшем разного рода недовольств со стороны населения в части разработки месторождений полезных ископаемых, местное население должно получать львиную долю от стоимости лицензии на разработку месторождения на местах.

Люди должны быть заинтересованы в том, чтобы то или иное месторождение разрабатывалось. Такой подход есть в Южной Корее, есть в ОАЭ – да, государство будет определенную часть денег забирать в бюджет, но и местное население тоже должно получать часть. Тогда оно будет, условно говоря, оберегать этого инвестора, а не заниматься вымогательством, как сейчас у нас это происходит: построй дороги, построй школы, ты же разрабатываешь наш уголь, наш камень, наше золото… Все это обусловлено тем, что у населения уже нет доверия государству, нет понимания, куда деньги расходуются, и в целом жизнь населения в этих местах после открытия довольно-таки крупных предприятий не меняется.

Можно также пойти по формированию Фонда национального благосостояния, где каждый гражданин страны является акционером. Такой подход есть в Норвегии, в Швеции. Государство должно использовать модель вовлечения каждого гражданина в сеть экономических процессов – не должно быть у людей ощущения: это где-то далеко происходит, не мое, не имею к этому отношения – каждый гражданин должен быть вовлечён в экономические процессы.

И самое основное – открытость государственного аппарата. Он должен быть открыт новшествам для населения: нам нужно максимально сократить лицензируемые виды деятельности.

Что можете предложить в рамках улучшения фискальной политики?

— На мой взгляд, сколько бы наше правительство ни проводило бизнес-форумов, ни приглашало инвесторов – страна, по-прежнему, инвестиционно-привлекательной не является.

Что нужно предпринимателю? Его интересуют, по сути, только 2 вещи. Первая – гарантия безопасности инвестиций. На сегодняшний день в мире нет проблемы, куда инвестировать – важно, чтобы все те инвестиции, которые совершаются, были в правовом и безопасном режиме. Второй очень важный момент для инвестора – прибыльность, это залог развития любого бизнеса.

Вот два фактора, которые влияют на инвестиционную привлекательность. В Кыргызстане несмотря на то, что декларируются одни из самых низких налоговых ставок, абсолютная величина налогообложения до сих пор очень высокая. Если мы хотим в условиях рецессии, мирового кризиса как-то поддержать наших внутренних предпринимателей, нам нужно в кратчайшие сроки пересматривать систему налогообложения: переходить от огромного количества налогов и их высокой ставки – к более либеральным видам и отчасти, может быть, к косвенным налогам.​​​​

При такой модели страна, конечно, должна иметь финансовые резервы. Откуда их изыскать при снижении налогов для малого и среднего бизнеса, при налоговых каникулах для внешних и внутренних инвесторов… Как пример, за счет налогов на получение сверхприбыли, повышение налогообложения на «предметы роскоши». Также жесткий контроль адресного и эффективного использования донорских средств, повышение эффективности администрирования бюджета.

Кроме того, нам нужно менять систему Социального фонда. Многие наши граждане ошибочно думают, что те деньги, которые они оплачивают сегодня в Соцфонд – это гарантия их безопасности в старости. На самом деле, все обстоит абсолютно иначе: эти деньги не накапливаются, а используются. Та модель социального фонда, которая применяется у нас, продиктована Международным валютным фондом очень много лет назад – я считаю, что она абсолютно неэффективна. Люди должны на самом деле вносить вклад в свое будущее, в свою старость, а государство должно выступать гарантом правильного сохранения и преумножения этих средств. На сегодняшний же день деятельность Социального фонда в Кыргызстане абсолютно не прозрачна, более того, она, на мой взгляд, неэффективна.

Коррупция. Что, наконец, поможет?

— По сути, власть на сегодняшний день имеет один основной «мандат» – это борьба с коррупцией. Декларируется разный арсенал по сокращению коррупционных проявлений. Но некоторые инструменты вызывают еще больше вопросов и недоверие у граждан.

Сегодня в обществе по факту такой борьбы с коррупцией сложилось устойчивое мнение: можно наворовать, потом можно сделать что-то хорошее (построить мечеть, школу, больницу) либо отдать часть и выйти на свободу – это «заигрывание с коррупцией».

Нам же надо системно пытаться сокращать ее проявление не для галочки, активнее внедрять цифровые решения как современный инструмент прозрачности и сокращения человеческого фактора.

Считаю, что также нужно в полном объеме ратифицировать Конвенцию ООН по противодействию коррупции. Не отдельные ее части, как у нас сейчас сделано, а в полном объеме. То есть, любой государственный служащий обязан доказывать законность происхождения своего имущества, доходов, не пользуясь презумпцией невиновности.

Второй момент: надо понимать, что основной фактор развития коррупции – это излишнее участие госаппарата в социальной жизни и экономике. Также более 40 000 государственных служащих – это слишком много. Пока мы ни реформируем систему госуправления, мы не сможем построить такую правоохранительную систему, которая сможет с большей эффективностью, на всех уровнях власти отслеживать проявления коррупции и постепенно сокращать мошеннические схемы.

— В чем ключевая особенность партии «Альянс», с которой вы идете на выборы?

— Сегодня нашей стране остро не хватает профессиональных кадров, в принципе, и в Парламенте тоже. Мы объединились в партию по принципу объединения экспертизы, ресурсов, опыта, с целью выработки решений с учетом различных взглядов. Стране нужна экспертиза представителей различных сегментов рынка и общества. Плюс, у ключевого состава нашей партии есть также и накопленный опыт парламентской деятельности. Мы считаем, данная синергия поможет внедрить изменения.


Аккаунты Акылбека Мамырова в социальных сетях:

Instagram: @akylbek__mamyrov
Facebook: @akylbekmamyrovkg


Исполнитель: ОсОО «Экономист», г. Бишкек, бул. Молодой Гвардии, 74, кв. 19. Заказчик: политическая партия «Альянс». Оплачено из средств избирательного фонда политической партии «АЛЬЯНС» уполномоченным представителем по финансовым вопросам Арзымбаева Ч.К (Св.№8 от 01.09.2021 г.)

Дата выхода: 23.11.2021 г. Тираж: 1.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.