Кыргызстанцы могут вести бизнес в любой стране мира: история успеха Азамата Исмаилова в Украине

Кыргызстанцы могут вести бизнес в любой стране мира: история успеха Азамата Исмаилова в Украине

Предприниматель из Кыргызстана Азамат Исмаилов уже 17 лет успешно ведет бизнес в Украине. В начале своей предпринимательской деятельности у него был выбор для открытия бизнеса между близким Казахстаном и Украиной. И если многие выбрали бы очень знакомый Казахстан, то он сделал неочевидный выбор в пользу Украины. Азамат считает, что точно также многие кыргызстанские предприниматели могут успешно вести бизнес в любой стране мира, и для этого не нужно зацикливаться на привычных и хорошо знакомых странах.

В интервью Economist.kg Азамат Исмаилов рассказал о становлении своего бизнеса в Украине, о влиянии войны, выходе на новые рынки в Польше и Германии, а также о потенциале бизнес-отношений между Центральной Азией и Украиной.

– Расскажите о своем пути в Украину и о том, как развивался ваш бизнес здесь.

– Я учился в Турции, закончил университет и работал в экспортных отделах турецких компаний. У меня были частые командировки в страны СНГ, в том числе в Украину.

После того, как я два года так поработал, я увидел что это все можно сделать самим. Мы с друзьями организовали бизнес в Казахстане, Кыргызстане и Турции. Затем встал вопрос о том, в каких странах развиваться дальше: Казахстане или Украине.

Я выбрал Украину, потому что мы брали основной товар из Турции, а здесь товарооборот можно было сделать быстрее. К тому же, у меня уже был опыт работы в Украине, я приезжал сюда раньше.

В декабре 2005 года я приехал в Киев, а в 2006 году открыл свою компанию «Бустер Трейд». Мы начали с импорта и продажи товаров из Турции. Таким образом я начал свой бизнес в Украине.

– Почему вы выбрали Украину для открытия своего бизнеса, а не близкий Казахстан?

– Знаете, правила бизнеса, если так посмотреть, везде одинаковые: есть деньги, есть хороший товар – идут продажи. Человеческий фактор практически отходит на третий план.

Мы, кыргызы, иногда ошибаемся, предпочитая вести бизнес в странах, которые нам лучше знакомы или ближе по культуре. Я считаю, это заблуждение, потому что в мире есть множество стран, где живут такие же люди, как и мы.

– Вы довольно быстро развернули бизнес в Украине, это было легко сделать?

– Во-первых, я приехал сюда с четкими намерениями. Обычно, когда человек едет куда-то с определенными целями – неважно, в командировку или по другим делам – он уже начинает глубоко изучать тему и искать ответы. Он находит нужных людей, и все складывается как надо. Точно так же и в бизнесе: самое важное – это сделать первый шаг. Я приехал сюда, и, раз уж я здесь, я должен достичь своих целей. Именно так и начался мой бизнес.

– Успех в бизнесе быстро пришел?

– Нет, успеха сразу не было. Мы прошли определенный путь. Тот товар, который я привозил для пробных продаж, я сам принимал, сам выгружал и сам доставлял. Сразу нанимать много сотрудников в бизнесе не всегда получается, поэтому приходилось делать все самому. Я сам прошел этот путь, а уже когда начали развиваться, стали потихоньку набирать и сотрудников.

– Сегодня это ваш самый крупный бизнес?

– Это наш самый крупный бизнес, который на сегодняшний день работает системно. Он находится здесь, в Украине, и функционирует очень слаженно. Когда началась война, мне приходилось выезжать в Европу. Чтобы не сидеть там сложа руки, я тоже начал чем-то заниматься – открыл компанию. Сейчас у нас есть компании в Польше и Кыргызстане, а также в Германии, где мы совместно с туркменскими партнерами начали бизнес и развиваем это направление.

– Сфера та же – импортные поставки?

– Нет, в Германии мы работаем в сфере недвижимости: покупаем, ремонтируем и продаем старые квартиры, а также занимаемся куплей-продажей участков. В Польше у нас направление по продаже импорта, и сейчас мы запускаем там новый проект: покупаем автомобили и сдаем их в аренду для работы в такси и доставке. Люди, которые хотят арендовать автомобиль, могут сделать это на еженедельной основе.

– Почему вы всегда говорите «мы», когда речь идет о вашем бизнесе?

– Я часто говорю «мы», потому что считаю всю свою команду частью бизнеса. Важно, чтобы все чувствовали себя ее неотъемлемой частью. Когда нет команды, успеха добиться очень сложно. Это одно из качеств лидерства. Лидеры бывают разные: некоторые требуют подчинения, но сегодня мы знаем, что только хорошая команда может добиться успеха.

Поэтому я говорю «мы», поскольку всех сотрудников, которые на меня работают, считаю людьми, которые мне нужны, и воспринимаю частью меня.

– Сколько человек работает в ваших компаниях?

– Совокупно около 20 человек во всех четырех странах.

– Чем вы занимаетесь в Кыргызстане?

– В Кыргызстане я развиваю аграрное направление. В прошлом я также занимался общественной деятельностью, но после последней революции приостановил эти инициативы и сосредоточился на аграрном секторе.

Я стараюсь развивать это направление, потому что оно является одним из важнейших в Кыргызстане. Мы поставляем из Европы аграрную продукцию в Кыргызстана, в том числе для «Шоро» и других компаний. Также мы экспортируем фасоль в Турцию и бобы в другие страны.

– Расскажите о своем опыте жизни за рубежом. Вы уже более 20 лет живете не в Кыргызстане.

– Я уехал из Кыргызстана в Турцию в 1996 году на учебу. В Турции прожил всего 11 лет, из которых шесть лет посвятил учебе, и еще пять – бизнесу. В Украине я постоянно проживаю 17 лет. Получается, что за границей я живу гораздо больше 20 лет.

Однако за последние пять лет, с момента открытия компании в Кыргызстане, я часто езжу туда – каждые полтора-два месяца. Я стараюсь поддерживать тесную связь с государством, чтобы делиться опытом, полученным в других странах, и использовать его для развития Кыргызстана.

– Какой вы помните Украину, когда только переехали в 2006 году? И какая она сейчас?

– Я прекрасно помню, как приехал в Украину. Это была одна из тех стран, которая после распада Советского Союза оказалась в схожей ситуации с нашей. Много вопросов можно было решать через знакомых, но динамика развития была выше, чем в наших странах. Почему? Потому что на тот момент население составляли 40 млн и постепенно выросло до 50 млн человек. Рынок был большой, и динамика была активнее, чем в странах Центральной Азии.

За шесть-семь лет моего пребывания эта страна развилась до такой степени, что это стало бросаться в глаза. Я помню, как в 2014 году все вокруг менялось на глазах. Строились дороги, развивалась цифровизация, после смены власти коррупции стало меньше. И конечно, когда развивается государство, развиваются и люди. Бизнесмены перестраиваются, и дела у них идут хорошо. Я бы сказал, что в 2005 году Украина была совсем другой, но сегодня она тоже иная – разница, как небо и земля.

Ведь в тот момент, после 1990-х, как и у нас в Кыргызстане, здесь тоже был бандитизм: кто-то выходил постоянно на бизнесменов, что-то требовал. И вот этот процесс был тогда виден в Украине. Сейчас же, до войны, развитие Украины достигло такой степени, что это очень чувствовалось.

Почему Евросоюз предоставил Украине безвизовый режим? Потому что они увидели в этой стране перспективу и сделали шаг навстречу. Они видели, что Украина становится похожей на них, и предоставили безвизовый режим. Украинцы начали туда ездить. И то, что Украина – одна из больших европейских стран, естественно, играло свою роль. Украина имеет выходы в сторону Европы, в сторону Турции, в Черное море – это дает большие плюсы. Но, к сожалению, война внесла свои коррективы.

Как сегодня живут кыргызстанцы в Украине? Интервью с лидером кыргызской диаспоры Азаматом Исмаиловым
24 февраля 2022 года жизнь полутора тысяч кыргызстанцев в Украине, как и миллионов других людей, разделилась на «до» и «после». Война внесла свои коррективы в их повседневную жизнь, но, несмотря на трудности, немало кыргызстанцев остаются в стране. Почему они остаются жить в Украине, несмотря на конфликт? С какими проблемами сталкиваются

– Из тех стран, где вы работаете и живете – Украина, Польша, Германия, Кыргызстан – есть наиболее любимая страна?

– Если вы спрашиваете об этом только в контексте бизнеса или жизни, то это две разные вещи.

Как житель я бы не стал жить в европейских странах. Я бы жил в Украине, потому что, знаете, в жизни человека очень большую роль играет окружение. А вот дружелюбное окружение и атмосфера – это то, что есть у украинцев, я это чувствую, и мне здесь хорошо живется.

А в плане бизнеса – да, в Европе может быть лучше. Вы знаете, возможности для бизнеса есть везде, но в западных странах больше пространства для масштабирования. Если хочешь зарабатывать стабильно, при этом платить большие налоги и не иметь никаких рисков – то в европейских странах это делать лучше, конечно. В Украине же есть определенные риски: ты зарабатываешь чуть больше, но можешь и потерять. Точно так же, как и у нас в Кыргызстане – заработок большой и риски соответствующие. Это все сравнительно.

Я был в европейских странах, и они привлекательны в плане стабильности. Она очень важна. Когда есть постоянный доход и стабильность, человек становится уравновешеннее. А когда нет стабильности, становится сложно.

– Насколько тяжело вести бизнес во время войны? Учитывая, что ваш бизнес связан с поставками и логистикой.

– Логистические трудности периодически возникают. Были сложности в связи с санкциями. Но, как и везде, бизнес перестроился, нашел новые выходы и пути. Соответственно, товар дорожает, и люди к этому привыкают.

Сейчас мы проработали определенные пути и работаем по ним. Но когда все это закончится, конечно, будет еще проще и лучше. Бизнесмены – это люди, которые всегда ищут выход и решение. Выход всегда есть, но вопрос в том, сколько он стоит и сколько времени займет.

– При этом обороты во время войны даже выросли?

– Да, потому что мой бизнес связан с текстилем. Мы поставляем сырье для фабрик. И как только началась война, стала востребована военная одежда, текстиль. Государство начало на это выделять деньги и объявлять новые тендеры. В связи с этим, конечно, обороты и объемы увеличились, и мы поставляли в период войны больше, чем обычно.

– В Украине есть будущее для вашего бизнеса и потенциал для других предпринимателей из Центральной Азии?

– Будущее для бизнеса в Украине есть при любом раскладе. Есть три варианта: Украина выиграет, Украина проиграет или стороны сядут за стол переговоров и договорятся.

При любом раскладе на сегодняшний день Украина – это пострадавшее государство. Очень много инфраструктуры и всего остального разрушено. Все это будет восстанавливаться. Другие страны не останутся безразличными к этому процессу, будут выделяться огромные деньги. И вот эти средства на восстановление, чтобы государство возродилось, конечно, дадут определенные возможности для роста бизнеса.

Я вижу перспективу в этой стране, потому что это не маленькая страна, а агропромышленное государство с очень ценными землями (чернозем). Аграрные продукты экспортируются, и Украина по подсолнечному маслу занимает первое место в мире, а по пшенице – пятое. Это колоссальный объем.

Для бизнеса еще есть возможности, потому что, открыто скажу, российский бизнес имел здесь большое влияние. Была масса российских денег, и в период войны многие ушли. Системы, которые годами были налажены, умерли. Но открылись новые возможности.

Люди из бизнес-интересов эти ниши занимают, и после войны будут их развивать. С этой точки зрения я вижу перспективы в этой стране при любом раскладе.

С Украиной надо дружить, иметь контакт.

– В нынешних условиях можно ли найти элементарно транспортный выход к Украине?

– Транспортный выход к Украине через Турцию, Азербайджан, Каспий можно построить.

Если искать выход, всегда можно его найти. Это важно, потому что здесь очень много промышленности, производственных мощностей. Лекарства производят, другие товары. Раньше, до войны, мы с Украины очень много экспортировали. И были качественные товары.

Сегодня в КР место украинских товаров, именно в медицинском направлении, заняли индийские производители. И это неплохо, но стоит вопрос, кому мы больше доверяем. С этой точки зрения товары, которые по себестоимости дороже и сложнее по логистике, но все равно выгоднее из-за качества, из-за европейских стандартов, из-за того, что там на русском языке надписи все же есть, все равно будут более привлекательными. И таких примеров много.

– В одном из интервью вы говорили «Прославлять Кыргызстан, помогать ему можно из любой точки мира своими человеческими поступками». Какими должны быть эти поступки?

– Знаете, это зависит от точки зрения. Всегда, когда мы проводили семинары, я собирал студентов и членов диаспоры, говорил: «Если вы хотите помочь Кыргызстану, вы можете сделать это, находясь здесь. Вы можете просто помочь какой-то бабушке. Просто можете кому-то улыбаться. Это будет хорошо для страны. Потому что когда вы здесь будете себя хорошо вести, никто не скажет, что кыргызстанцы делают плохие вещи. Это и есть помощь для нашей страны».

Если мы будем здесь вести себя хорошо, показывать успехи, то иностранцы будут видеть нашу страну через нас. Поэтому, если человек на сегодняшний день своими поступками не будет делать для страны ничего, он, когда придет во власть, тоже ничего не предпримет. Я в этом абсолютно уверен. Потому что если ты изначально ничего не делаешь, то и дальше ничем положительным не отличишься. Это зависит от поступков.

Своими поступками надо начинать делать то, что ты хочешь для страны. И когда будет возможность, ты сделаешь еще больше.

В Европе мы сейчас говорим то же самое, когда встречаемся с нашими земляками. Напоминаем, что, находясь здесь, вы можете помогать Кыргызстану. Своей успешной работой, учебой, хорошим поведением, какой-то помощью – это все ваш вклад в Кыргызстан. Помогая посольству, помогая своим землякам – это всё ваши инвестиции.

– Почему Кыргызстану, и в частности бизнесу, нужно дружить с Украиной?

– Во-первых, Кыргызстану надо дружить со всеми странами. Во-вторых, Украина – единственная из постсоветских стран, которая проявила себя и объявила о своей независимости. Из-за этого, по сути, и произошла война.

С этой точки зрения она является примером во многом. И с этой точки зрения Кыргызстан должен дружить с этой страной. Это чисто мое видение. Также Украина граничит со многими европейскими странами, эта страна играет очень большую роль для нас, для Кыргызстана, в том плане, что они применяют у себя европейские технологии, набили шишки на своем опыте. Нам не надо опять их проходить. Мы можем через них мному научиться.

Также это важно, потому что у нас нет языкового барьера. Если нам ехать работать в Германию, нам надо знать язык. А в Украине мы можем объясняться и понимать друг друга. С этой точки зрения Украина все равно имеет преимущество. Географически Украина занимает важное положение. То, что мы бывшие страны СССР, позволяет нам быстро объяснять друг другу важные вещи. Поэтому КР и нужно дружить с этой страной.

Нам, Кыргызстану, вообще нужно дружить со всеми странами, где присутствует наш интерес.

И через Украину мы можем выходить на Европу – на всю Европу с 700-миллионным рынком. Для нас это важно. Поэтому я лично считаю, что мы должны дружить, а не наоборот отдаляться.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.