От респираторов до проектов развития. Как ПРООН помогла Кыргызстану в период пандемии

От респираторов до проектов развития. Как ПРООН помогла Кыргызстану в период пандемии

В прошлом году из-за пандемии COVID-19 и ее последствий наша страна столкнулась с огромным количеством трудностей, которые отразились на уровне жизни кыргызстанцев. Помимо проблем в здравоохранении, появились другие не менее серьезные вызовы. Чтобы справиться с этим  Кыргызстану нужны были дополнительные ресурсы. Помощь от партнеров во многом стала жизненной необходимостью. Правительство Японии предоставило финансирование для Кыргызской Республики, и Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) начала большой проект под названием «Поддержка инклюзивного и многосекторального реагирования на COVID-19 и устранение его социально-экономических последствий в Кыргызстане».

На протяжении всего времени пандемии проект оказал неоценимую помощь кыргызстанцам. Все стартовавшие инициативы развиваются и сегодня, чтобы помочь как можно большему количеству людей в этот сложный период.

О том, что сделано в рамках данного проекта, Economist.kg рассказал координатор проекта ПРООН Сейтказиев Эльдияр.

От народа Японии

Важный для Кыргызстана проект по реагированию на пандемию от реализуется ПРООН при финансовой помощи от народа Японии.

Весной прошлого года, когда ВОЗ официально объявила о пандемии COVID-19, штаб-квартира ПРООН обратилась с воззванием к донорам. На этот запрос откликнулось правительство Японии. ПРООН работает в 166 странах мира, и правительство Японии выделило $65 млн для 29 стран, в том числе и для Кыргызстана.

Наша республика получила $1 млн 245 тысяч на многосторонний и многосекторный проект, который помог справиться с самыми тяжелыми вопросами во время пандемии.

Экстренная помощь

Первым компонентом проекта стало медицинское реагирование на COVID-19. В рамках срочных мер ПРООН закупила для Кыргызстана 32 тысячи масок-респираторов и передала их в Национальный центр фтизиатрии при Министерстве здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики (МЗСР), который распространил средства защиты во всех восьми своих филиалах – в Бишкеке и областях.

Дополнительно была проведена оценка текущей ситуации с управлением медицинскими отходами (УМО) в медицинских учреждениях по всему Кыргызстану. По результатам этой оценки проведено обучение для 642 медработников во всех областях страны по корректной системе управления медицинскими отходами. Эта работа важна потому что в нашей стране уделялось недостаточно внимания УМО, а пандемия обнажила эту проблему, так как опасных медицинских отходов стало больше, и повысилась необходимость в их правильной утилизации.

Кризисное управление

Второй компонент проекта – кризис-менеджмент как комплекс мер реагирования на COVID-19. Из-за пандемии и необходимости введения карантинных мер многие государственные и муниципальные услуги были ограничены, и стало очевидно, что необходимо пересматривать существующие практики и адаптировать их с учетом актуальных потребностей, включая важность физического дистанцирования. А после карантина необходимо было проводить соответствующую работу уже с учетом эпидемиологических требований.

По инициативе ПРООН для решения этих вопросов было проведено несколько мероприятий. Во-первых, в пилотных ОМСУ усилен механизм обращений или жалоб от граждан по вопросам, связанным с правосудием и правами человека. Для этой работы была привлечена неправительственная организация «Юристы Ферганской долины», и оказана бесплатная юридическая помощь, включающая сопровождение и ведение дел более чем 200 граждан Кыргызстана. Как показала практика, пандемия не ставит паузу на каждодневной жизни граждан и потребности в бесплатной юридической помощи по ряду вопросов, решение которых влияет на социальное, экономическое положение отдельных семей, детей, матерей. Руководствуясь принципом «никого не оставить позади», проект фокусируется на всех тех, кто нуждается в правовой помощи, включая лиц с ограниченными возможностями, женщин, молодежь, оказавшихся в тяжелых жизненных условиях.

«Это не было просто информационной кампанией, бесплатная юридическая консультация оказывалась гораздо шире, индивидуально. Все кейсы (дела), а их было более 200, рассматривались от начала до конца. В некоторых случаях это было даже полное сопровождение: от подачи заявления до получения какого-либо документа или госуслуги. Все в зависимости от потребностей граждан, кому что было необходимо: получение паспорта или судебного решения по взысканию алиментов с ответчика», – рассказал Сейтказиев Эльдияр.

Кроме того, вместе с Институтом Омбудсмена Кыргызской Республики, в сотрудничестве с Ассоциацией юридических клиник, разработан чат-бот «Акыйкатчы бот 115» на базе приложения Телеграм. Положительным является пример государственного органа, готового адаптировать каналы коммуникации с гражданами и расширять доступ к правовой информации и защите лиц, подпадающей под мандат Института Омбудсмена. Важно, чтобы жители даже самых отдаленных населенных пунктов могли обратиться в аппарат Института Омбудсмена и получить быстрые ответы, не выходя из дома. Во многих случаях необязательно, чтобы на обращения отвечал человек – есть целая база данных, которая содержит типовые ответы, что помогает оперативнее реагировать на обращения. В рамках проекта поддержан колл-центр линии 115 Института Омбудсмена, которая также доступна бесплатно для всех.

Другим важным мероприятием стала разработка и внедрение системы сбора данных в рамках механизма раннего оповещения-раннего реагирования совместно с Центром общественных технологий. Это специальная система мониторинга, которая на ранних этапах отслеживает ситуацию на местах, где могут возникать признаки напряженности, конфликты, споры внутри или вокруг этих локаций. С помощью этой системы эксперты выясняют наиболее острые вопросы, которые могут стать причиной возникновения напряженности среди жителей и преградой для социальной сплочённости. Для этой работы выделены пять пилотных районов страны, они находятся в приграничных районах, местах компактного проживания этнических групп.

Помощь в социально-экономическом восстановлении

Третий компонент программы ПРООН посвящен социально-экономическому реагированию на эффекты COVID-19.

«Почему именно социально-экономическое реагирование? В Кыргызстан пандемия принесла не только медицинские проблемы, но и социально-экономические. Многие люди потеряли работу, из-за закрытия внешних границ мигранты были вынуждены вернуться домой и здесь опять же многие оказались не у дел. Многие отрасли бизнеса получили сокрушительный удар. Огромный ущерб понесли малые и средние предприятия, потеряв источники доходов. Им пришлось сокращать объемы производства, и, хуже того, они были вынуждены увольнять своих работников,» – отметил Сейтказиев Эльдияр.

Для поддержки пострадавших от эпидемии коронавируса малых и средних предприятиям  в рамках проекта был организован фонд оказания помощи МСП. Данный механизм позволил осуществлять как бизнес-консультации, так и прямую финансовую помощь для пострадавших микро-, малых и средних предприятий. Общий объем помощи составил $240 тысяч. Для распределения средств был объявлен конкурс и получены заявки из всех регионов страны. В итоге грантовую (безвозмездную) помощь получили 32 малых и средних предприятия. К слову, 30 из них управляются женщинами-предпринимательницами. Гранты получили авторы бизнес-заявок, нацеленных на перезапуск своего производства и восстановление сокращенных рабочих мест и, что важнее, создание новых рабочих мест.

«Главным критерием была организация новых рабочих мест, потому что от этого напрямую зависит восстановление экономики. Еще одним немаловажным фактором был компонент зеленой экономики. При рассмотрении заявок преимущество отдавалось тем, которые содержали в себе элементы зеленой экономики. Так, если при внедрении своего проекта бизнес снижал потребление воды, электричества, бумаги, производил меньший объем выбросов – т.е. так или иначе снижал риски для окружающей среды, эффективно используя ресурсы и стимулируя сохранение природных экосистем – то у него было больше шансов получить финансирование», – добавил координатор проекта ПРООН.

По словам Сейтказиева Эльдияра, организация фонда оказания помощи МСП стала одним из самых важных мероприятий.

«Уже на этапе отбора заявок поражали ситуации и положение, в которых оказалось большинство малых и средних предприятий. И в прошлом году, и в этом нашим предпринимателям приходится работать в сложных условиях. Выживание стало нормой. Мы стали свидетелями деятельности швейных мастерских, работающих буквально в помещениях, сделанных из контейнеров, со слабым освещением, отсутствием отопления, где в нынешних эпидемиологических условиях теснятся 10-15 швей. Таким образом они пытаются остаться на плаву и прокормить свои семьи. И грантовая помощь в $5000 для маленького цеха в Баткене или Нарына может стать чудом для этого бизнеса. Поражает жизнестойкость предпринимателей, которые не опустили руки и продолжают своё дело, несмотря на беспрецедентные сложности, которые наше поколение никогда еще не видело,» – поделился мыслями Сейтказиев Эльдияр.

Благодаря проекту удалось распределить гранты среди 32 малых и средних предприятий, средняя сумма помощи составила $6 тысяч.

Переориентация экспорта

Другим важным мероприятием проектастало проведение исследования по переориентации экспорта. Эксперты ПРООН изучили это направление, чтобы выявить, каким образом пострадала экспортная часть экономики Кыргызстана, и какие существуют (или появились) новые возможности и условия для нашего экспортного сообщества для выхода на иностранные рынки. Как показала пандемия, контактов только с ближайшими соседями недостаточно. На основании этого исследования были сформированы рекомендации Министерству экономики и финансов, а также поддержка в части Плана правительства КР по развитию экспорта. Теперь, при необходимости, на уровне государственной политики можно будет сделать нужные коррекции экспортного курса.

Ishtapp

Одним из важнейших мероприятий в третьем компоненте проекта стал запуск мобильного приложения для поиска работы ishtapp.

Данная платформа изначально была создана в 2018 году в рамках проекта Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) «Навыки для реинтеграции», нацеленного на помощь вернувшимся мигрантам. Осенью прошлого года GIZ передало платформу в ПРООН, где сохранили логику системы, произвели апгрейд и создали мобильное приложение, назвав его ishtapp. App в конце слова означает application – приложение, а с кыргызского ishtapp дословно означает «найди работу».

Для создания ishtapp на тендерной основе была привлечена компания Ulut Soft LLC, которая с января 2021 года разработала первую публичную версию приложения. Оно доступно для скачивания на платформах Google Play Market (Android), App Store (iOS) и App Gallery (Harmony).

У ishtapp две основных функции. Первая – дать возможность соискателям и работодателям найти друг друга. Вторая – сделать доступными онлайн-тренинги. Тренинги интересны тем, что пока в самом мобильном приложении соискатель подал резюме и ждет ответа, у него также параллельно есть возможность обзавестись какой-то новой профессией или повысить существующую квалификацию.

В приложении будет доступен целый ряд онлайн-тренингов, которые сейчас разрабатываются экспертами. Это будут наиболее актуальные и полезные занятия, благодаря которым можно получить новые навыки в минимальные сроки по следующим направлениям:

  • Графический дизайн и продакшн;
  • Креативность и инновации;
  • Маркетинг для МСП;
  • Основы предпринимательства для сельских женщин;
  • Введение во фрилансинг;
  • Управление цепочкой поставок;
  • Основы трудоустройства;
  • Финансы для нефинансистов.

В скором времени все тренинги будут помещены на государственную платформу digiskills.kg, благодаря координации с Министерством цифрового развития КР, и в мобильном приложении ishtapp появятся ссылки на эту платформу.

По реализации проекта ishtapp также существует тесная координация с Министерством здравоохранения и социального развития КР, так как одной из целей проекта является всесторонний анализ тенденций на рынке труда в Кыргызстане. Правительству, в частности Министерству здравоохранения и социального развития, будет предоставляться аналитика на основе размещаемых работодателями вакансий и резюме соискателей из приложения по трендам, востребованным или невостребованным профессиям и т.п., и данные будут систематизированы по географии, областям, возрасту, образованию, полу, профессиям.

Весь третий компонент по социально-экономическому реагированию на COVID-19, несмотря на то что он имеет бизнес-акцент, по сути, также социально ориентирован. Благодаря этой работе появится возможность наладить экономическую активность, а значит, и помочь людям получить доходы, что очень важно в процессе восстановления страны после пандемии COVID-19.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.