Какие громкие проекты взяли на себя власти КР в 2023-м? Итоги года (часть II)

Какие громкие проекты взяли на себя власти КР в 2023-м? Итоги года (часть II)

В первой части обзора Economist.kg рассказал об инфраструктурных проектах, реализация которых была запланирована властями КР на 2023 год, однако в силу обстоятельств они были приостановлены либо перенесены на более поздний срок. Представляем вашему вниманию вторую часть статьи об объектах с аналогичной судьбой.

Железная дорога КНР-Кыргызстан-Узбекистан

В 1995 году началось обсуждение строительства железнодорожной магистрали из Китая через Кыргызстан в Узбекистан. В сентябре 2022 года было подписано соглашение о сотрудничестве в Самарканде, и уже в 2023 году власти объявили, что дорожная карта согласована. Казалось бы, проект сдвинулся с мертвой точки. 

Планировалось, что новая железнодорожная ветка соединит Восток и Запад, сократив путь из Китая в страны Ближнего Востока на 900 км. И уменьшит время доставки товаров примерно на восемь суток. А также уменьшит зависимость Бишкека от России и Казахстана. От строительства этой магистрали власти Кыргызстана ожидали доход не менее $200 млн в год.  

Изначально стоимость проекта составляла $1.34 млрд, но в декабре 2022 года глава кабмина Акылбек Жапаров оценил проект в $6 млрд. В интервью министр транспорт КР Тилек Текебаев сообщал, что при строительстве будет рассматриваться принцип государственно-частного партнерства (ГЧП) и возможность привлечения кредитов. Но замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев заявил, что ГЧП рассматриваться не будет и  Узбекистан реализует проект за собственные средства.

Важно, что в конце сентября Китай отложил проект на неопределенный срок из-за сбоев в финансировании. Через два месяца американские СМИ выразили опасения ввиду отсутствия прозрачности проекта и рисков попадания Кыргызстана в долговую яму и возможного роста контрабанды. 

Совсем недавно, в декабре, прошла встреча Жапарова и министра транспорта Узбекистана Ильхома Махкамова. За столом переговоров стороны обсудили оптимальные варианты модели финансирования строительства железной дороги. В конце декабря замдиректор НАИ рассказал о том, что строить железную магистраль начнут в 2024 году.

Кыргызско-узбекский автомобильный завод

В конце января Кыргызстан и Узбекистан подписали соглашение о строительстве совместного автомобильного завода. Запустить автопредприятие планировалось текущей осенью. Однако сроки завершения работ были сдвинуты. Реализацией проекта занимаются три компании: "ДТ техник" и "Нур" со стороны Кыргызстана, а со стороны Узбекистана – "Узавтосаноат".

Проект будет реализован в три этапа: на первом этапе инвестиции составят $50 млн. Завод будет собирать 10 тысяч авто в год и создаст 300 рабочих мест. На втором – будут производить автокомпоненты, выпускать 20 тысяч авто в год, количество рабочих мест достигнет 500. На третьем этапе создадут тысячу рабочих мест и в год будут выпускать порядка 30 тысяч авто.

В ноябре месяце в министерстве экономики сообщали, что сроки окончания строительство были согласованы. Но из-за некоторых обстоятельств компании столкнулись с проблемами поставки материалов. На данный момент на заводе завершено 80% работ, в начале следующего года планируется его запуск.

Обводной Чуйский канал - 2

О строительстве Обводного Чуйского канала-2 (ОЧК-2) правительство объявило в 2021 году. Только в 2023-м году проект сдвинулся с мертвой точки. А в марте глава кабмина в рамках рабочей поездки посетил Чуйскую область. На встрече он заявил о необходимости старта строительства Второго обводного Чуйского канала.

ОЧК-2 представляет собой водную артерию протяженностью 22.4 км. Наполняться он будет за счет 30% воды, которая теряется из реки Чу. По текущим оценкам, он сможет повысить площадь орошаемых земель на 20 тысяч гектаров. Тем самым, ОЧК-2 окажет положительное влияние на полив полей в районах городов Токмок, Кант и Бишкек. Стоимость проекта оценивается в $50 млн.

В апреле Китай заявил, что приложит все усилия и начнет реализацию проекта. А в начале сентября на портале госзакупок разместили заявку, согласно которой планировалось выделить 9 млн сомов на проектно-изыскательные работы для первого этапа строительства.

Особняк в 45 этажей в Бишкеке Manas Tower

В ноябре этого года президент Садыр Жапаров заложил капсулу под строительство первого высотного многофункционального гостиничного комплекса Manas Tower 45 в Бишкеке. На церемонии закладки капсулы отмечалось, что в истории страны подобный высотный комплекс строится впервые, в его реализации участвуют зарубежные инвесторы.

Было заявлено, что проект здания высотой в 45 этажей будет включает в себя пятизвездочный отель, бизнес-центр, конференц-залы, рестораны, гипермаркет, а также более 20 тысяч торговых площадей и подземную автостоянку на 600 легковых автомобилей. Завершить строительство планируется в течение двух-трех лет.

На крыше здания расположится вертолетная и панорамная площадка, которые дадут возможность жителям и гостям города с высоты более 200 метров полюбоваться красотой Бишкека. В комплексе также будут расположены торговые точки, которые обеспечат население рабочими местами. 

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.