Подпишитесь на нашу рассылку

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

Чтобы завершить подписку, нажмите на ссылку подтверждения в своем почтовом ящике. Если письмо не придет в течение 3 минут, проверьте папку со спамом.

Хорошо, спасибо

Какие громкие проекты взяли на себя власти КР в 2023-м? Итоги года

Илья Петченко
Какие громкие проекты взяли на себя власти КР в 2023-м? Итоги года

В этом году власти КР взвалили на себя амбициозные проекты по строительству новых инфраструктурных объектов. Однако в силу определенных обстоятельств некоторые инициативы оказались заморожены на неопределенное время. Подводя итоги года, Economist.kg решил напомнить вам о самых амбициозных проектах, реализация которых пока так и осталась на бумаге.

Канатная дорога в Бишкеке

Впервые о строительстве канатной дороги в Бишкеке 24 апреля текущего года упомянул вицэ-мэр столицы Жыргалбек Шамыралиев на заседании комитета ЖК. Тогда он заявил, что муниципалитет отказался от строительства метро, так как "это дорого и сложно".

Шамыралиев добавил, что вместо метро мэрия рассматривает строительство канатной дороги. Муниципалитет даже приглашал представителей швейцарской компании, которые занимаются такими проектами. Представители пообещали отправить специалистов в КР. 

Через месяц в интервью для СМИ начальник Бишкекглавархитектуры Урмат Карыбаев сообщил, что работа над проектом продолжается. Канатную дорогу планировали протянуть от микрорайона Асанбай до проспекта Жибек-Жолу. Он заверял, что канатка будет дешевле автомобильных или железных дорог.

В июле 2023 года мэрия опубликовала план социально-экономического развития на 2024 год и прогноза на 2025-2026 годы. Но в документе о канатной дороге не было уже ни слова.

Ветроэлектростанция 

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в рамках рабочей поездки 17-20 мая посетил Китай, где министерство энергетики Кыргызстана подписало с китайской компанией Univeral Energy меморандум о строительстве ветроэлектростанции. Срок действия подписанного документа составлял один год.

Китайская компания "Юниверсал энерджи" намеревалась построить в Кыргызстане ветроэлектростанцию на принципах государственно-частного партнерства. Стоимость проекта оценивали в $100 млн. При этом Минэнерго не сообщало о месторасположении будущей ветроэлектростанции.

На дворе конец декабря, однако прогресса по проекту ни со стороны Китая, ни со стороны Минэнерго КР не наблюдается...

Город будущего "Асман"

В 2023 году был дан старт проекту строительства города будущего Асман. 30 июня этого года власти руководство республики заложило капсулу, ознаменовав начало реализации грандиозной инфраструктурной инициативы.

Планировалось, что площадь города составит 4 015 гектаров, в нем смогут проживать от 500 до 700 тысяч человек. 

Город планировали построить между Тору-Айгырским айыл окмоту и селом Чырпыкты в Иссык-Кульской области. Ориентировочно на строительство Асмана планировали потратить около $20 миллиардов. Президент обещал, что строительство будет полностью оплачено за счет инвесторов. Он также заверял, что город станет таким же локомотивом экономики, как и "Кумтор".

Корейская компания Promise Land должна была начать строительство, был даже заключен меморандум на $1 миллиард. Предполагалось, что на строительство города потребуется 7-8 лет. Однако с момента закладки капсулы власти КР "поймали тишину", что дает все основания полагать, что грандиозная стройка века станет очередным мыльным пузырем в новейшей истории независимого Кыргызстана.

Дорога из Алматы на Иссык-Куль

Несколько лет назад стало известно о планах властей КР и РК по строительству дороги из Алматы на Иссык-Куль. Более-менее ясную картину проекта удалось составить лишь в июне текущего года. Выяснилось, что сторонам было предложено для изучения три варианта маршрута, отличающихся стоимостью, временем в пути и типом дорожного покрытия.

11 августа было объявлено, что Казахстан и Кыргызстан согласовали маршрут через город Узынгаш и Кемин в Чолпон-Ату, а также через перевал Новый Кастек. Согласно проекту, дорога протяженностью 90 км должна была обойтись Кыргызской Республике и РК в $140-$150 млн.

Позже казахстанские СМИ отметили, что трасса может оказаться невыгодной для казахстанской экономики и навредить ей, предположив, что экономическую пользу от ее строительства получит лишь Кыргызстан. Позже, в октябре 2023 года, директор представительства Азиатского банка развития в РК Нариман Маннапбеков предположил, что дорога может перейти под юрисдикцию Казахстана.

С тех пор вокруг проекта – информационный вакуум.

Первая в КР солнечная электростанция от "Бишкек Солар"

В марте текущего года компания "Бишкек Солар" объявила о планах строительства первой солнечной электростанции в Кыргызстане. Предполагалось, что общая мощность электростанции составит 300 мегаватт. Более того, до конца года планировалось ввести в эксплуатацию около 100 мегаватт.

Для проекта компания хотела закупить оборудование из России и Китая со сроком службы до 50-60 лет. Одновременно с этим в рамках строительства предусматривалось возведение линии электропередач напряжением 220 кв к подстанции "Иссык-Куль," с планами строительства в селе Тору-Айгыр. Подрядчиком выбрали казахстанскую компанию ТОО "Техногруппсервис", а инвесторами выступили Российско-кыргызский фонд развития (РКФР) и компания "Юнигрин энерджи" из России.

В сентябре заместитель генерального директора российской компании "Юнигрин Энерджи" Олег Шуткин заявил, что строительство начнется после получения финансовых гарантий от властей Кыргызстана.  

В конце сентября депутат Максатбек Сарбагышев проинформировал о том, что компания еще не начала строительство солнечной электростанции. Тогда он отметил, что приложит все усилия для расторжения договора и отзовет согласие на предоставление земельных участков. В настоящее время судьба проекта остается неопределенной.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости