Модный рынок Кыргызстана отстает от казахстанского – интервью с дизайнером Залкаром Аскарали уулу

Модный рынок Кыргызстана отстает от казахстанского – интервью с дизайнером Залкаром Аскарали уулу

Залкар Аскарали уулу – кыргызский дизайнер, ювелир и основатель бренда «ZALKAR». Его коллекции успели покорить Милан, Сеул и города стран СНГ. Они также нашли отклик в сердцах у творческих личностей Бишкека, Питера, Алматы и Ташкента. В интервью Economist.kg он рассказал о своем пути в моде, опыте работы, конкуренции и планах на будущее. 

Детство и начало дизайнерского пути

– С юных лет я был увлечен ювелирным искусством. В детстве из проволоки я создавал различные украшения – это было моим хобби. Идея же стать дизайнером одежды посетила меня благодаря моей двоюродной сестре. В те годы я даже не мог представить, что в Кыргызстане можно шить одежду.

В памяти всплывает бабушкина швейная машинка Singer, на которой она шила предметы домашнего обихода. Меж тем, пошив одежды мне казался чем-то нереальным в нашей стране. В то время моя двоюродная сестра, обучаясь в колледже, создала свою первую коллекцию. Она сшила восхитительный наряд для сестры, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Именно тогда я загорелся желанием стать дизайнером.

Приехав в Бишкек для поступления в университет, я не знал, что в столице существуют швейные цеха. Оказалось, здесь была сосредоточена вся легкая промышленность страны. На первом курсе мне даже довелось поработать в одном из них. Там я увидел, что всю одежду, которую мы носим, шьет обычный человек, а не машина или робот, в чем я был твердо убежден ранее. Это стало для меня настоящим открытием. Так я впервые постиг мир моды.

Родители сначала не одобрили мой выбор профессии и переезд в столицу. Поэтому я уехал из Оша в Бишкек, не сказав им правды. Но сейчас они поддерживают меня в моем деле.

Быть дизайнером – дорогое удовольствие

– Быть дизайнером – весьма дорогое удовольствие. На первой же лекции на первом курсе преподаватели предупредили нас об этом. В этот день они попросили нас купить столько всего для обучения, сумма вышла не маленькая – порядка $1000. Зато некоторыми из тех материалов и инструментов, приобретенных в студенческие годы, я пользуюсь до сих пор. Я понимал, что со временем нужно будет приобрести более дорогие вещи. К примеру, электронные бесшумные машинки от 600$, более точные манекены по $1000.

По окончании обучения, столкнувшись с финансовыми проблемами, я был на грани отказа от своей мечты – стать дизайнером. Ведь, как я уже говорил, эта профессия требует значительных инвестиций. Сейчас же прибыль от продажи вещей в магазинах мы реинвестируем в развитие бизнеса.

Существенные средства уходят на участие в показах мод. Создание одной коллекции из 20 образов обходится нам примерно в $2000, а участие в международных показах – от $1000 до $5000. В течение года мы принимаем участие в 5-10 показах. Приглашения от организаторов получаем примерно на половину из них, а остальные оплачиваем самостоятельно. Регулярное участие в показах – важный фактор развития бренда. Это позволяет продемонстрировать новую коллекцию как зрителям, так и потенциальным клиентам, ведь визуальное представление одежды на модели во многом влияет на решение о покупке.

«Код кыргыза»

– С самого начала своей творческой деятельности, с первой коллекции в 2014 году и до последней в 2023 году, я неизменно использую элементы этники в современной интерпретации в своих работах. Я бы назвал это «ДНК кыргыза» или «Код кыргыза».

Многие постоянно советуют мне сосредоточиться на создании исключительно современных вещей, пока я молод. На мой взгляд, дизайнер может по-настоящему использовать этнические мотивы только тогда, когда он осознает их истинное значение. Человек самостоятельно приходит к этническому стилю со временем, через осмысление и понимание.

Я также рекомендую другим молодым дизайнерам не торопиться с использованием этники в работах. Поскольку каждый ее элемент несет свой глубокий смысл, который важно не перечеркнуть, чтобы просто украсить одежду.

Следуя советам коллег, я начал создавать современные вещи, но все равно так или иначе добавляю в них элементы этники. Получается, я отказывался от нее, чтобы потом снова к ней вернуться. «Внутренний код кыргыза» не позволяет мне полностью отказаться от этно-мотивов.

Философия бренда «ZALKAR»

– Наш бренд ориентирован на людей, которые хотят экспериментировать, показывать свои эмоции, и очень смелы в создании образов. Наши работы продаются в магазинах, но покупают их именно экстраординарные личности. К примеру, покупатели из Питера – более творческие люди, которые могут смело сочетать яркие вещи.

Люди из Средней Азии привыкли носить одежду в темных тонах. Я сам часто ношу одежду черного цвета, чтобы остаться в тени и не выделяться. А чтобы носить одежду яркого цвета, человек должен быть готовым к вниманию. Поэтому в моих образах играют больше черные, белые и серые оттенки. Мне хочется показать обществу смелость в этих оттенках и подчеркнуть особенность человека, который носит образ. Со временем в моих работах начали присутствовать более яркие оттенки. В прошлом году терракотовый был цветом коллекции. В этом году коллекция, скорее всего, будет белого-серого цвета. Каждый раз, в зависимости от тренда, от моды, от случаев, социума, мы создаем по-своему уникальную коллекцию. Творческие люди очень чувствительны и способны пронести через свои работы различные жизненные перипетии.

Вдохновение и источник идей

– Люди вдохновляются через социум, происшествия и природу. Все это напрямую влияет на творческих личностей, а значит и на моду. Если начинается война в мире, в моду входит стиль милитари (военный). Два-три года назад в связи с войной это явление отчетливо наблюдалось в трендах. 

Также мы вдохновляемся от природы. На первом курсе вуза мы целый год рисовали только одну форму лепестка. В течение года нас научили контрастным линиям, оттенкам, цвету, геометрии, графике, цветовой гамме. Все формы и структуры лепестка мы рисовали много месяцев, и в итоге нам поручили на основе этого листка создать одежду. Знаете, сколько линий есть в одном лишь лепестке?! Его можно использовать в создании одежды и выпустить внушительную коллекцию. Меж тем, в природе, кроме лепестка, столько всего интересного, чем можно вдохновляться и творить.

Лидеры моды в Средней Азии

С прошлого года мы выставляем свои работы в Санкт-Петербурге. Постоянно участвуем на неделях моды в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане. Видя рынок изнутри, я пришел к выводу, что лидером в Средней Азии, как оказалось, в части высокой моды является Казахстан. Да, мы часто хвастаемся, что Кыргызстан занял первые позиции в развитии легкой промышленности. Но в высокой моде мы отстаем от Казахстана. Не скажу, что моды в КР совсем нет – скорее, она находится на стадии становления. 

Меня нередко приглашают в качестве члена жюри на конкурсы в Алматы. Наблюдая за тенденциями роста моды в Казахстане, я убеждаюсь, что Кыргызстан наконец должен проснуться и начать бурное развитие в этом направлении. Именно алматинские подиумы для кыргызстанских дизайнеров – хорошее место для старта. Так как дизайнеры в КР пока не могут соорганизоваться для создания аналогичной единой модной платформы.

Мода – это бизнес, и в целом сфера красоты всегда была и остается бизнесом. Но в Кыргызстане это направление мне представляется очень слабым. Молодых дизайнеров в КР не учат продавать продукт, их учат творить с осознанием, что «художник должен быть бедными». Но сейчас в сфере моды и искусства человек может зарабатывать хорошие деньги. Я сам после окончания вуза был в депрессии и не мог чем-то заниматься. Но потом понял, что пора учиться продавать свои произведения, и начал искать пути. 

Конкуренция и трудности в профессии

– Ежегодно в Кыргызстане выпускается около 50-60 дизайнеров. Но не все работают по профессии, многие едут на заработки в Россию. Среди 100 моих одногруппников только шестеро продолжили работу в сфере дизайна. Одной из причин я вижу отсутствие у этой категории творцов навыков продаж.

В последнее время труд человека чаще заменяется роботами и искусственным интеллектом. Но у нас есть время создавать индивидуальные и концептуальные образы, так как будущие моды – за креативом и человеческой эмпатией.

Планы на будущее

– В будущем я хочу развиваться в ювелирной сфере. Сильных ювелиров в Кыргызстана осталось очень не так много. И для пополнения их рядов нужно время. На этой волне мы решили развивать бренд украшений в Бишкеке, Ташкенте и Москве.

Безусловно, я продолжу продвигать свой бренд одежды, но для этого нужно работать в режиме 24/7. Не собираясь останавливаться на достигнутом, я планирую покорять новые горизонты, например, сфокусироваться на рынках Востока, страны которого сегодня «рулят» по сравнению с Западом. 

Также планирую провести свой персональный показ осенью, к которому мы уже активно готовимся. Этот показ будет особенным, так как он станет своеобразным отчетом о моем творческом пути– ведь десять лет назад я впервые одержал заветную победу.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Сельское хозяйство

Больше Сельское хозяйство

Поток грантов и кредитов

Больше Поток грантов и кредитов

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.