Об аварии на ТЭЦ, тарифах, износе оборудования и вызовах в энергетике — интервью с главой Всемирного банка в КР

Об аварии на ТЭЦ, тарифах, износе оборудования и вызовах в энергетике — интервью с главой Всемирного банка в КР

Всемирный банк стал одним из главных партнеров Кыргызстана в реформировании энергетики. В интервью Economist.kg глава офиса Всемирного банка в КР Навид Хассан Накви рассказал о роли банка в трансформации отрасли, важности модернизации объектов после аварии на ТЭЦ Бишкека, первых результатах повышения тарифов и том, почему считает Минэнерго одним из самых профессиональных министерств в республике.

Какие меры предпринимаются для реформирования и модернизации энергетической отрасли КР?

Важно помнить о том, насколько серьезными являются вопросы энергетики не только для КР, но и для региона в целом. Ситуация в энергосекторе и потребности с точки зрения его развития затрагивают жизни людей не только в КР, но и в соседних странах, расположенных ниже по течению рек.

Как вы знаете, установленная мощность в Кыргызстане составляет около 3900 мегаватт, примерно 800 мегаватт из которых приходится на бишкекскую ТЭЦ, работающую на угле. Остальная мощность обеспечена, главным образом, за счет гидроэнергетики. Более половины, может быть, даже около 60 процентов сетей передачи и распределения электроэнергии используются сверх срока эксплуатации и нуждаются в замене. Если говорить о ГЭС и их оборудовании, то здесь мы наблюдаем схожую ситуацию – более половины объектов, обеспечивающих установочную мощность, устарели.

Именно в такой ситуации оказалась страна, когда в 2021 году к власти пришло нынешнее руководство в лице президента Садыра Жапарова,  председателя кабмина КР Акылбека Жапарова и нынешнего главы Минэнерго Таалайбека Ибраева. Они определили реформу отрасли в качестве ключевого приоритета.

— Какое участие в этом принимает Всемирный банк?

— Первый серьезный разговор на эту тему с Акылбеком Жапаровым у нас состоялся в апреле 2021 года в его бытность министром финансов. Он обратился ко Всемирному банку с просьбой о поддержке в разработке, финансировании и содействии реализации реформы.

С тех пор удалось провести серьезные изменения, непростые с политической точки зрения. Здесь я хочу отметить несколько аспектов. Существовавшие в КР тарифы занимали пятое место в мире по дешевизне. Правительство было вынуждено ежегодно субсидировать их из республиканского бюджета в размере 2-3% ВВП, так как тарифы долгое время не повышались. Большая часть электроэнергии потребляется бытовыми абонентами. Поэтому наш разговор с Жапаровым касался вопросов обеспечения устойчивой реализации данной реформы.

С сентября 2021 года по апрель 2022-го при нашем содействии кабмин подготовил аналитический доклад о ситуации в энергоотрасли, который включал стратегию выведения сектора на путь модернизации. А в апреле 2022 года состоялась масштабная международная конференция, на которую правительство пригласило не только Всемирный банк, но и представителей других международных финансовых институтов (Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, АБР, ЕБРР), двусторонних организаций (SECO) и др.

Затем правительство отправилось в Вашингтон. Глава кабмина возглавил кыргызскую делегацию на весенних совещаниях Всемирного банка, где рассказал о планах руководству банка. В итоге, уже в июне 2022 года Всемирный банк одобрил проект на сумму $50 млн. Также $8 млн в виде гранта были предоставлены со стороны SECO (Швейцария). Эти деньги предназначены для модернизации низковольтной инфраструктуры, трансформаторов, линий электропередачи, а также установки умных счетчиков в регионах КР в целях повышения эффективности энергосектора.

В результате диалога и тесного сотрудничества с правительством мы начали работать в нескольких сферах, включая реформу тарифов и определение установленной мощности, которая потребуется стране к 2050 году.

Наша оценка показала, что текущая установленная мощность в стране составляет 3900 мегаватт, но к 2050 году стране будет необходимо 10 тысяч мегаватт.

И это становится важным стратегическим приоритетом для КР. Президент взял этот вопрос под контроль и в январе 2023 года объявил населению о стратегии, включая повышение тарифов для всех субъектов – госведомств и организаций, бытовых потребителей и бизнеса. Новые тарифы вступили в силу в мае 2023 года, при этом власти внедрили меры по защите малоимущих слоев населения.

Президент также определил Камбар-Ату-1 в качестве наиболее важного и насущного приоритета.

Впечатляет, что кабмин в стремлении трансформировать сектор энергетики планирует развивать не только гидроэнергетику, но и альтернативные направления. Ранее Таалайбек Ибраев и Акылбек Жапаров обратились к нам с вопросом, каким образом можно наиболее эффективно диверсифицировать источники энергии.

— Каковы были ваши действия и рекомендации?

— Международная финансовая корпорация — наше подразделение, работающее с частным сектором, совместно со Всемирным банком стали рассматривать возможности использования энергии солнца и ветра в качестве возможных дополнительных источников генерации. Мы также начали анализировать сектор энергетики в региональном контексте.

В марте 2023 года в Лондоне прошла региональная конференция, в которой принимали участие делегации высокого уровня из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Мы видим прогресс при формировании регионального энергетического рынка, который принесет выгоды не только для КР и стран Центральной Азии, о которых упоминалось выше, но и потенциально для стран Южной Азии, таких как Пакистан и Китай — в будущем они смогут покупать энергию, производимую в Центральной Азии.

Благодаря взаимодействию в июне 2023 года мы смогли одобрить еще один проект на сумму $80 млн, где $67 млн Всемирный банк предоставил в виде высокольготного кредита, и около $13 млн в виде гранта Зеленого климатического фонда. Эти деньги направлены на улучшение сетей электропередачи и поддержку малой гидроэнергетики.

Учитывая понимание кабмина, что энергетика и водное хозяйство представляют собой те отрасли, в которых страна стремится добиться стремительного прогресса, данные векторы стали приоритетами для Всемирного банка в пятилетнем плане сотрудничества с КР, который был одобрен 31 октября 2023 года Советом исполнительных директоров ВБ. В тот же день совет также одобрил техническую помощь в размере $5 млн для обновления ТЭО для Камбаратинской ГЭС-1, и здесь мы видим хорошие темпы прогресса.

Еще раз отмечу единую политику и вклад трех человек, выступающих единым фронтом в реформирование энергетики, — главы Минэнерго Таалайбека Ибраева, обеспечивающего планирование и работу специалистов ведомства, Акылбека Жапарова, оказывающего поддержку по линии Минфина, Минэконома и кабмина в целом, и, конечно, Садыра Жапарова, оказывающего политическую поддержку Минэнерго и правительству КР.

Слаженная работа властей Кыргызстана позволяет Всемирному банку действовать более масштабно, нежели просто оказывать техническую помощь при обновлении ТЭО для Камбаратинской ГЭС-1. Я рад объявить о начале подготовки первой фазы инвестиций в данную ГЭС на сумму около $500 млн, где Всемирный банк в ходе первой фазы предоставит $150-200 млн. Для обеспечения остального объема средств возможно привлечение других финансовых организаций.

Ожидается, что в апреле текущего года глава кабмина Жапаров, его заместитель Торобаев, глава Минэнерго Ибраев, а также министры экономики и финансов КР посетят Вашингтон для технических обсуждений по вопросам энергетики, водного и сельского хозяйства – трех сфер, в которым мы надеемся расширить сотрудничество. Затем планируется проведение международной конференции по вопросу инвестиций в энергетику КР. Мы надеемся на широкую заинтересованность частного сектора, учитывая текущие реформы. Ведь привлечение частных инвестиций вкупе с финансированием международных институтов и республиканского бюджета позволит осуществить полноценную трансформацию энергетической отрасли не только в сфере генерации, но и передачи и распределении энергии. Не только в сфере гидроэнергетики, но и альтернативных источников, таких как энергия солнца и ветра. Мы надеемся создать структуру, в рамках которой полная трансформация сектора принесет пользу не только Кыргызстану, но и всему региону.

Здесь позвольте сказать пару слов об аварии на ТЭЦ Бишкека. Как я отметил ранее, значительная часть объектов генерирующей мощности и инфраструктуры используются сверх срока эксплуатации и нуждаются в замене. Включая столичную ТЭЦ. Новый блок был построен при поддержке Китая семь лет назад, но другая часть электроцентрали – очень старая. Ее невозможно обновить отдельно, она требует модернизации в рамках общего преобразования сектора. Эта проблема не нова, о ней регулярно говорится на протяжении последних 30 лет.

— По вашему, получится ли у властей КР осуществить задуманное и как скоро?

— Модернизация сектора представляет собой нелегкую задачу с экономической, технической и политической точек зрения. Но в чем я уверен, так это в намерении кабмина реформировать данный сектор — не сомневаюсь, что в рамках данной трансформации устаревшая инфраструктура будет модернизирована. Однако для успешной реализации этой задачи важна поддержка всех граждан. Это потребует значительных затрат, но такие инвестиции будут направлены на будущее страны и ее следующих поколений.

Уверен, что страна предпримет эффективные и оперативные меры для устранения последствий аварии и планомерного решения текущих проблем.

Увы, но несмотря на то, что авария произвела шокирующее впечатление, она была предсказуема, учитывая изношенность инфраструктуры ТЭЦ, требующей замены.

Хотелось бы отметить, что для Всемирного банка большая честь выступать в качестве ведущего партнера в преобразовании энергосектора. И мы готовы оказать поддержку кабмину КР в его усилиях по модернизации отрасли, увеличении генерации за счет Камбаратинской ГЭС-1 и внедрении инициатив в области солнечной энергии. Мы также намерены оказать поддержку при улучшении системы отопления, сетей электропередачи и распределения. Достичь успеха мы рассчитываем при взаимодействии с правительством КР и международными финансовыми институтами, такими как АБР, ЕБРР, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, такими двусторонними организациями, как SECO, правительствами США и Великобритании и их агентствами международной помощи.

— Как вы оцениваете повышение тарифов в КР, нашло ли оно понимание у населения?

— После повышения тарифов на каждый сом, направленный в энергосектор, государство получает лишь 65 тыйынов, остальные 35 тыйынов должны субсидироваться из республиканского бюджета.  В Узбекистане данный показатель составляет 85-90%.

Ранее кабмин КР попросил Всемирный банк подготовить план, в рамках которого наиболее малоимущие слои населения будут получать поддержку, в то врем как те, кто может себе это позволить, должны платить за электроэнергию больше. Здесь я вижу решительную позицию правительства: если вы хотите привлекать инвестиции в сектор энергетики, необходимо реформировать структуру тарифов. Президент сам провел разъяснительную работу среди населения и заручился поддержкой для реализации нелегкой реформы.

Не думаю, что этот шаг можно было бы совершить без поддержки граждан. Я считаю, что каждый человек в КР, неважно, проживает ли он в сельской местности, в Оше, в Бишкеке или где-то еще, осознает, что для обеспечения постоянного электроснабжения необходимо провести реформы в секторе. Если вы стремитесь к привлечению инвестиций и обеспечению устойчивости и рентабельности сектора, это невозможно будет осуществить при сохранении низких тарифов.

— Как бы вы оценили работу энергетиков в текущем отопительном сезоне, ведь если бы не авария на ТЭЦ и низкий уровень воды в Токтогульском водохранилище, вполне вероятно, что это была бы одна из самых спокойных зим.

Я считаю Министерство энергетики одним из самых профессиональных ведомств в стране. Поскольку нынешний министр ранее занимал пост замглавы Минэнерго и всю свою карьеру посвятил работе в этой отрасли. Обладая глубоким пониманием каждого аспекта работы, он осведомлен о специфике, технических деталях, возможных рисках и мерах, направленных на их решение. Политическое руководство страны и технические специалисты осознают трудности, стоящие перед ними, и предпринимают необходимые шаги для качественного предоставления услуг гражданам.

Произошедшая авария свидетельствует о том, насколько изношены некоторые объекты инфраструктуры, включая сети передачи и распределения электроэнергии. Подобные проблемы не ограничиваются только этим случаем, и касаются энергетической отрасли в целом.

Мы точно не знаем, что произошло. Я слышал, что была создана рабочая комиссия для изучения причин, и мы ждем результатов ее работы. Но я уверен, что кабмин определит причины и предпримет эффективные меры для предотвращения рисков, с которыми сталкивается энергетика, и глобального улучшения ситуации в отрасли.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.