Назревает большой конфликт – клиенты требуют деньги, а их уже нет. Интервью с директором туркомпании Travel Shop Талантом Токталиевым
Кыргызстанские чиновники постоянно заявляют о приоритетности туристической отрасли, однако в самый сложный период именно туркомпании остались один на один со своими проблемами. Многие из них не выдержали натиска. По некоторым данным до 70% организаций закрылись.
Налоговые поступления от туризма сократились в среднем вдвое. Бизнесы оказались в трудной ситуации не только из-за невозможности работать, но и из-за обязательств перед туристами по контрактам, которые были заключены перед карантином и закрытием границ.
Генеральный директор туристической компании Travel Shop Талант Токталиев рассказал в интервью Economist.kg о том, как индустрия пострадала из-за введенных ограничений, а также о мерах, которые могли смягчить удар на туристическую сферу.
– Какой был первый удар по туристическому бизнесу?
– Все началось со стран Юго-Восточной Азии – первые форс-мажорные ситуации возникли с турами в этом направлении. Мы ожидали какие-то ограничения, но не думали, что дойдет до такой степени.
– Удалось ли как-то подготовиться к карантину?
– Никаких данных для анализа ситуации в Кыргызстане не было, поэтому никак не успели подготовиться.
К нынешнему дню 50-70% туркомпаний полностью закрыты или законсервированы. Есть возобновление некоторых авиасообщений, но многие компании к этому времени не выдержали натиск и потеряли офисы или уже ушли в другую сферу.
Наша компания ушла в минус на $20-25 тысяч, то есть это оплата за аренду помещения и денежная поддержка сотрудников. Мы сохранили основной штат, чтобы поддерживать связь с клиентами.
– Что происходит сейчас? Как быть туристам, которые купили туры до карантина и не успели ими воспользоваться?
– Все оказалось настолько непредсказуемым, что многие туроператоры были вынуждены все закрыть, отели прогорели потому что туроператоры не привезли туристов, туркомпании оказались в еще большей проблеме, потому что не знали, как связаться с отелями и авиакомпаниями.
Все договоры были полностью аннулированы и компании, которые продавали путевки, остались между туроператорами и клиентами.
Возмущения людей понятны, они думают, что туркомпании закрылись с их деньгами, а мы ведь только посредники, оставляем свой процент, а остальную сумму перечисляем туроператорам и авиакомпаниям.
Есть компании, которые не перечислили деньги, а оставили их себе и не отдали клиентам. Сейчас, когда начинается возобновление отрасли, у них могут быть проблемы, клиенты будут требовать свои деньги, а их уже нет. Назревает большой конфликт.
Если же туркомпании уже перевели деньги за туры туроператорам, то турист может получить ваучер и воспользоваться какой-нибудь услугой.
– Была ли какая-то помощь вашей сфере от государства?
– Мы не заметили никаких мер со стороны государства. Во время карантина, когда выполнялись чартерные рейсы для возврата граждан на родину, мы просили дать возможность заниматься продажей этих билетов туркомпаниям, чтобы увеличить частоту полетов и хоть как-то работать.
Было очень много желающих приехать и начались спекулятивные действия. Людям обещали билеты на вывозные рейсы по завышенной стоимости, а по приезду в аэропорт выяснялось, что это был обман и их нет в списках.
У посольства не хватало ресурсов, чтобы контролировать всю эту неразбериху.
От правительства не видели никакой поддержки, все делали своими силами – просили скидки на аренду помещения, писали письма в налоговую и так далее. Сейчас главное, чтобы границы полноценно открыли и мы начали работать.
– А что могло сделать правительство для вас?
– Они могли бы переговорить с зарубежными туроператорами, опираясь на форс-мажорные обстоятельства, чтобы они вернули деньги, а мы бы их передали людям. В этот период все туркомпании были зажаты в тиски, с одной стороны туроператоры, с другой авиакомпании и с третьей клиенты.
Люди думают, что туркомпании — это конечные получатели денег, так как именно им они заплатили и с них же требуют возврата. Правительство могло хотя бы провести информационную поддержку и объяснить населению, что мы является посредниками и не забираем все деньги себе.
В соцсетях было очень много негативных комментариев, потому что людям никто и ничего не объяснил.
Также не было со стороны чиновников переговоров с казахстанскими и турецкими туроператорами и авиакомпаниями. Они могли оказать юридическую поддержку местному бизнесу, чтобы те смогли вернуть свои деньги или могли заблокировать счета больших туроператоров и авиалиний, когда они начали выводить средства отсюда.
– Сейчас раздают льготные кредиты пострадавшему бизнесу. Получили ли вы эту помощь?
– Когда программа, по словам правительства, уже начала действовать, я еще ничего не слышал о том, чтобы кто-то получал кредиты – не было рассылки ни от Департамента туризма, ни от банков.
В этом случае помог бы реестр туркомпаний, который я давно предлагал создать. К тому же в период пандемии было много мошеннических операций – продавались пустые билеты на чартерные рейсы. Мы же фактически выдаем воздух – бумагу, которую можно подделать, а сама услуга предоставляется не сразу и в другой стране. До момента вылета проходит много времени и мошенник успевает уже исчезнуть. Мы давно говорим о том, что нужно упорядочить рынок и сейчас это могло бы помочь.
Также защитить покупателей могла бы депозитная система, то есть компания вносит 50 тысяч сомов, которые находятся на счету у государства и если компания не выполняет свои обязательства, то ущерб клиенту возмещается из этой суммы.
К данному моменту туристическая сфера уже «самоочистилась», оставшимся компаниям нужно создать условия, чтобы они могли увереннее работать.
Люди, которым срочно надо было приехать или уехать, все-равно летали, когда открыли границы с Турцией. В тот период мои знакомые полетели сначала в Россию, потом в Беларусь, потом в Турцию и только потом сюда. Дали бы лучше возможность работать туркомпаниям: то есть человек получает все справки, приходит к нам и выкупает билеты. Была бы поддержка бизнеса и людям было бы проще.
Тот, кто дает разрешение на вылет и сам же продает билеты, получает возможность манипулировать. Получается, как будто он бизнесом занимается.
– Какие ваши прогнозы для туркомпаний?
– Некоторые говорят, что будет вторая волна в ноябре. В этом случае останутся только 20 компаний, в которых один человек будет и билеты продавать и бухгалтерию вести и все это делать на дому.
В любом случае авиасообщения не закроют, мы видели в первый раз, что как только границы открылись все рейсы моментально заполнились. Смысла закрывать границы нет, вирус уже везде, остается только соблюдать меры предосторожности.