Отторжение и шок прошли. Во что превратилась Event-индустрия Кыргызстана? Интервью с Сергеем Макаровым
Event-индустрия – одна из самых пострадавших отраслей из-за пандемии коронавируса. И если некоторые виды экономической деятельности получили послабления после карантина, то запрет на проведение массовых мероприятий все еще продолжает действовать. Поэтому event-организациям пришлось полностью переформатировать свою работу, чтобы остаться на плаву.
Генеральный директор одного из самых известных в Кыргызстане event-маркетинговых агентств SunHouse Team Сергей Макаров рассказал Economist.kg, что стадии принятия, отторжения и шока от происходящего уже прошли. В компании поняли, что работать в привычном формате уже не получится, поэтому оборудовали онлайн-студию для организации мероприятий, проводят тренинги по обучению. Вот только теперь тренеры выступают не вживую, а по видеозвонку.
– Вашему event-агентству удалось подстроиться под новые реалии? Как вы сейчас работаете?
– Я думаю, что нам удалось адаптировать свою работу под ограниченные условия. Во время карантина два месяца наша команда работала удаленно. Это время мы потратили на то, чтобы продумать дальнейшие варианты работы, так как понимали, что продолжать работу в привычном формате уже не сможем. Некоторые из этих идей уже воплощаются в жизнь.
Сейчас рынок услуг по организации мероприятий потихоньку оживает, но вынужден переходить в онлайн.
Мы организовываем мероприятия для различных компаний. Еще в начале года они планируют свои мероприятия — совещания, обучение и так далее, совсем отменить их они не могут, поэтому мы продолжаем работу, но с соблюдением всех санитарных норм.
– Расскажите о новом формате работы.
– К сожалению нужно отметить, что часть команды мы конечно потеряли, но основной костяк остался. Пришлось сократить около 30% штата и отказаться от некоторых позиций из-за того, что объемы работы упали в разы. Заказов стало меньше на 90%.
Мы долго работали онлайн, сейчас уже начинаем посменно выходить в офис.
Мы оборудовали онлайн-студию для проведения мероприятий, разных активностей и выступления спикеров. Так мы можем проводить различные конференции без скопления большого числа людей в одном месте.
— Как на данный момент проявляется спрос на проведение мероприятий?
— Люди обращаются к нам, они вынуждены реализовывать свои планы, но только уже в онлайн формате.
Мы также проводим мероприятия по обучению, только теперь тренеры выступают не вживую, а все делается по видеозвонку. Сейчас им уже не надо приезжать, все можно делать из дома. Таким же образом организации проводят свои совещания — все находятся удаленно друг от друга и связываются по интернету.
Мы сейчас наблюдаем интересную вещь — у людей есть запрос на элементы офлайн мероприятий, например, они также хотят получать раздаточный материал. Мы высылаем участникам мероприятия все в электронном варианте, проводим также различные интерактивы, музыкальные паузы.
Объемы поступающих заказов на данный момент позволяют только покрывать расходы нашего агентства. Работаем также, как и многие другие организации, чтобы наши сотрудники могли получать хоть какие-то деньги. Зарабатывать сейчас ничего не получается.
– Какие крупные проекты сорвались или отложились из-за запрета на проведение массовых мероприятий?
– Очень много проектов отменилось. Конкретные мероприятия назвать не могу, потому что там условие неразглашения, но скажу, что два крупных привозных проекта из России отменились.
Кроме этого отменилось много проектов, например сетевые бренды часто проводят цикловые совещания, где собирают коллег из регионов и из других стран Центральной Азии и СНГ. Такие мероприятия часто проводят на Иссык-Куле.
Действующие ограничения и запрет на проведение массовых мероприятий сказывается так, что отрасль совсем умирает.
– Какое «настроение» у event-индустрии сейчас?
– Настроение на стадии принятия, отторжение и шок уже прошли. Мы поддерживаем связь с коллегами – у нас есть большая группа в WhatsApp, где мы обмениваемся информацией. Люди начали осваивать новые специальности, некоторые ребята пошли работать в доставку, кто-то начал дома изготавливать какую-то продукцию.
Знаю, что один из ведущих и одна танцевальная группа начали заниматься изготовлением мясных деликатесов. Сейчас каждый выживает как может.
У фотографов кое-какие заказы есть, а все те, кто работал в непосредственном контакте с людьми – ведущие, танцоры, event-координаторы, свадебщики сидят без работы и ищут другие способы заработка.
Как, по состоянию на 1 июля, изменилась стоимость организации культурных мероприятий?
-0.5%
с начала 2020 года
-1.7%
за год
– Какие меры для поддержки бизнеса ожидали от правительства?
– Ничего не ожидали. Только думали о том, чтобы у правительства хватило ресурсов и энергии для решения более приоритетных задач, касающихся здравоохранения и борьбы с распространением вируса. К тому же сейчас остро стоит вопрос образования и дистанционного обучения школьников и студентов.
Что касается принятых мер по поддержке бизнеса, то кроме отложенных процентов по кредитам больше ничего не было.