Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Мы исчерпали все свои ресурсы. Евгения Сартова о работе The no name bar в ограниченном режиме

Мы исчерпали все свои ресурсы. Евгения Сартова о работе The no name bar в ограниченном режиме

Распространение коронавируса стало большим ударом для бизнеса по всему миру. Каждая страна принимала свои меры в борьбе с болезнью и поддержке бизнеса на плаву в период пандемии.

Напомним, в Кыргызстане 22 марта был введен режим ЧС по всей республике, с 25 марта был введен режим ЧП в отдельных регионах, в том числе в Бишкеке. Почти два месяца действовал полный запрет на бóльшую часть экономической деятельности.

На сегодня все еще продолжают действовать ряд ограничений. Редакция Economist.kg побеседовала с совладелицей бара The no name bar Евгенией Сартовой о том, как они готовились к карантину, последствиях режима самоизоляции и текущей ситуации в работе бара.

После того как заведениям запретили работать после 8 вечера, твой бар переформатировался в кофейню. Расскажи об этом?

— Мы попытались переформатироваться в дневное заведение. Но изначально у нас все отработано так, что мы – это бар. Столкнулись с некоторыми сложностями, например даже с тем, что у наших сотрудников за время работы в баре изменился режим, им было сложно вставать с утра.

Через неделю такого формата работы стало понятно, что мы можем работать после 8 на доставку. До этого нигде не было ясной информации об этом. Решили закрыть кофейню, потому что экономически это было невыгодно, ведь нужно было платить сотрудникам за то время, что они находятся тут. Сейчас мы работаем как бар, в 8 вечера закрываем двери и работаем только на доставку.

— Режим ЧП был введен довольно быстро и у бизнеса не было возможности подготовиться. Со стороны государства также не было предложений о том, как бизнесменам выживать в режиме карантина. Что думаешь по этому поводу?

— Если у тебя есть бизнес, ты сам несешь за него ответственность, тем более в нашей стране. Должна быть хоть минимальная «подушка безопасности», чтобы иметь возможность на два месяца уйти в заморозку. Смотря на ситуацию с распространением коронавируса, можно было спрогнозировать закрытие.

Можно бесконечно ругать правительство, но я считаю, что это твоя ответственность и ты должен был подготовится. Мы видели, что многие города закрывались на карантин и когда в Казахстане ввели ограничения, стало понятно что и нас это коснется.

Мы начали готовиться и собирать все деньги. За день до того, как объявили ЧП, мы закрылись и наши ребята успели поехать и закупиться продуктами.

Как два месяца заморозки экономической деятельности отразились в итоге на баре?

— Костяк нашего персонала уже три года работает вместе и у нас  близкие отношения, а не просто как у работодателя и наемного работника.

Мы скооперировались и решили, что сложившуюся ситуацию должны пережить вместе. Мы с партнером помогали ребятам, чтобы им было чем платить за жилье. Всем было где жить, никто не голодал. Но я вижу ситуацию у других людей, у них в магазинах долги в тетрадочках, люди считают копейки и я не представляю как они пережили карантин.

Сейчас мы работаем, чтобы ребята получали хоть какие-то деньги. Например, у нашего повара кредит и ему надо его выплачивать. В данный момент бар ничего не зарабатывает.

Помогли ли бару антикризисные меры, принятые правительством?

— Только те, что мы заплатили меньше налогов, потому что мы не вели деятельность. В остальном на данный момент просто ждем улучшения ситуации и разрешения работать после 8 вечера.

Сейчас посетителей стало немного меньше. Недавно в соцсетях люди жаловались на нас за то, что мы работаем (в запрещенное время после 20:00 часов — прим.). К нам приехали из акимиата, они удостоверились, что мы соблюдаем все нормы и ничего не нарушаем. Обязательно дезинфицируем все каждый день и придерживаемся масочного режима.

Я понимаю ситуацию и поддерживаю гражданскую ответственность. Но в комментариях в соцсетях писали даже то, что надо бросить газовую шашку. Зачем этот экстремизм, люди пишут такое даже не разобравшись в ситуации. Кто хотел и кто может позволить себе изолироваться уже сделал это.

Мы ответственны за людей, которые у нас работают, а им нужно себя кормить и выплачивать кредиты. Мы должны предоставлять стабильный заработок даже в нынешних условиях. Нам приходится работать.

Наша страна экономически не может себе позволить карантин. Видимо в правительстве думали, что закроют людей в домах и инфекция сама себя изживет.

Как долго твой бизнес сможет продолжать работу в ограниченных условиях?

— Мы идем на сильный спад в таком режиме. Как собственники бизнеса ничего не зарабатываем, но нам же тоже нужно что-то есть и платить за жилье. Ждем возможности работать полноценно, так как ресурсы уже исчерпаны.

У нас небольшой бизнес и небольшие ежемесячные траты, поэтому оклематься мы сможем быстро. Никакой поддержки от правительства не ждем, только пусть не мешают работать и все будет нормально. Но это только в нашем случае, потому что мы маленький бизнес. Я не знаю, что нам пришлось бы делать, если бы мы были большой организацией.
Ad coverAd cover