Внешняя помощь бюджету Кыргызстана. Кто стал крупнейшим донором страны

Внешняя помощь бюджету Кыргызстана. Кто стал крупнейшим донором страны

На поддержку бюджета и платежного баланса Кыргызстана в качестве внешней помощи было привлечено в общей сложности $3.12 млрд или 27.1% всей внешней финансовой помощи, привлеченной за период с 1992 по 2020 годы.

Эксперты проекта «Прозрачность внешней помощи, оказываемой КР» подготовили обзор, где отметили сколько в Кыргызстан поступает внешней помощи и насколько эффективно она используется. Мы уже рассмотрели первую часть обзора, где рассказывается общая информация о всей внешней помощи.

На этот раз изучим вопрос внешней помощи для поддержки бюджета.

Особенности бюджетной поддержки

Для внешней помощи на бюджетную поддержку и платежный баланс присущи следующие особенности:

  • Во-первых, в отличие от финансовой помощи на транспорт и энергетику, на бюджетную поддержку поступало больше в виде грантов. Так, доля грантовых ресурсов во внешней помощи на бюджет и платежный баланс составила 35.8%. Иными словами, в будущем Кыргызстан будет возвращать только 64.2% всей внешней помощи, полученной на поддержку бюджета.
  • Во-вторых, финансовая помощь предполагает принятие и исполнение страной-получателем определенной программы экономической политики, которая нацелена на создание условий для устойчивого роста в будущем. В частности, экономические программы, реализованные при финансовой поддержке Международного валютного фонда, имели целью стабилизацию уровня цен, оптимизацию расходов бюджета и повышение его доходной части. Программы финансовой поддержки Азиатского банка развития, Всемирного банка и некоторых других доноров предусматривали проведение крупных реформ в определенных областях, например, улучшение системы государственных закупок, повышение инвестиционной привлекательности, улучшение бюджетного процесса, реформы в избирательной системе, социальной защите, школьного образования и т.д.
  • Программы и реформ также предусматривают соответствующее бюджетное финансирование необходимых расходов. Например, реформы в системе школьного образования могут предполагать дополнительное оснащение компьютерной техникой средних школ, в системе социальной защиты – строительство и оборудование новых домов-интернатов. Кроме того, несмотря на свое общее наименование «поддержка бюджета», внешняя помощь, поступающая на эти цели, в конечном итоге предполагает вполне конкретные расходы: заработная плата бюджетников, закупка товаров и медикаментов, строительство объектов (школы, больницы, дороги и мосты). Таким образом, внешняя помощь на поддержку бюджета носит скорее межотраслевую природу, поскольку финансовые средства в конечном итоге идут на оплату вполне определенного расхода в конкретном секторе (образование, здравоохранение, энергетика, правопорядок, экология, сельское хозяйство и т.д.).
  • Кроме того, в 1990-е годы и в начале 2000-х годов часть кредитов от МВФ была получена на так называемую «поддержку платежного баланса». Данные средства, по сути, шли на пополнение и поддержание международных валютных резервов Национального банка. За счет этих валютных ресурсов страна осуществляла свои расчеты с внешним миром, включая импорт товаров и услуг, обслуживание внешнего долга, поскольку эти операции проводятся в иностранной валюте. Отсутствие или недостаток резервов иностранной сокращают возможности импорта, включая такие базовые и необходимые товары как продовольствие, медикаменты, нефтепродукты, газ и пр., и в конечном итоге отрицательно сказываются на благосостоянии населения, в особенности на его уязвимых  слоях (бедные, пожилые, безработные). Начиная с 2009 года, Кыргызстан не привлекал средств от МВФ на поддержку платежного баланса.
  • Еще одной особенностью внешней помощи на поддержку бюджета и платежного баланса является то, что в некоторых случаях реализация программ экономических реформ в рамках бюджетной политики, позволяет государству реструктуризировать свой внешний долг. Например, успешная реализация программ экономической политики при финансовой помощи МВФ позволили Кыргызстану дважды реструктуризировать двусторонний внешний долг перед Парижским Клубом  — в 2002 и 2005 году. Разумеется, реструктуризация проводится только когда она необходима — когда есть серьезные и объективные риски устойчивости долга и платежеспособности страны-должника.

Крупнейшие доноры Кыргызстана

Внешняя помощь на бюджетную поддержку в 1992-2020 годы в разрезе доноров и финансовых инструментов

Как следует из диаграммы, крупнейшим донором Кыргызстана по объемам помощи на бюджетную поддержку является Россия. За 1992-2020 Россия предоставила $911.5 млн. Россия также является крупнейшим донором, предоставляющим средства на грантовой основе: всего было выделено $531 млн или 47.7% всех грантов, привлеченных на бюджетную поддержку.

МВФ выступает вторым донором по размерам финансовой помощи на бюджетные цели. Со стороны этой организации за 1992-2020 годы было выделено $735.9 млн. Международный валютный фонд не предоставляет финансовую помощь на грантовой основе, а его кредиты, как правило, выдаются сроком до 10 лет под низкую процентную ставку.

Азиатский банк развития и Всемирный банк входят в число традиционных доноров на цели поддержки бюджета. Объемы их помощи за рассматриваемый период составили $506 млн и $554 млн.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.