Кто? Сколько? Когда? – Масштабный обзор внешней помощи Кыргызстану с 1992 по 2020 годы

Кто? Сколько? Когда? – Масштабный обзор внешней помощи Кыргызстану с 1992 по 2020 годы

Пожалуй,  такие вопросы, как «сколько поступает внешней помощи?» и «насколько эффективно используется привлекаемая извне помощь?» занимают умы и звучат  среди самых широких и разнообразных  слоев общества Кыргызстана: начиная от высокой трибуны парламента, и заканчивая беседами соседей в отдаленных регионах. В настоящем обзоре сделан общий обзор финансовых ресурсов, привлеченных в Кыргызстан по каналам так называемой «внешней помощи» за последние три десятилетия, в период с 1992 по 2020 годы, или выражаясь политически модной формулировкой «со дня независимости».

Обзор подготовлен экспертами проекта «Прозрачность внешней помощи, оказываемой КР».

От государства – государству

Прежде чем начать разбор самой темы, есть необходимость сделать некоторые оговорки и ограничения. Во-первых, понятие «внешняя помощь» достаточно широкое и может включать в себя различные формы: как непосредственно денежные ресурсы и капитал (например, оборудование или строительство объектов), товары, медикаменты и продукты питания (гуманитарная помощь), военную технику (военно-техническое сотрудничество), так и знания и технологии (включая обучение местных граждан).

Несмотря на то, что эта внешняя помощь предназначается и поступает в конечном итоге для всей страны и народа в целом (например, «народу Кыргызской Республики» или «для Кыргызской Республики»), она «реализуется» или используется через вполне конкретные общественные институты: например, через правительство («государство»), через негосударственные организации («гражданский сектор»).

Настоящий обзор ограничивается рассмотрением так называемой «официальной» внешней помощи – финансовых и иных ресурсов от иностранных государств и международных институтов, которые реализуется правительством и государственными органами страны.

Иными словами, обзор охватывает внешнюю помощь, которая поступает по формуле «от государства – государству». Кроме того, обзор не включает гуманитарную помощь и помощь по линии военно-технического сотрудничества. Как предполагается, размеры последних двух форм помощи меньше финансовой и технической, реализуемой через государственный бюджет и государственные институты.

Вся внешняя помощь

Итак. С 1992 по 2020 год включительно Кыргызстан подписал соглашения о финансовой помощи на общую сумму $11.48 млрд. Существуют два основных финансовых инструмента помощи – гранты и кредиты.

Из общей суммы подписанной внешней помощи для Кыргызстана 30% или 3.43 млрд – это грантовые средства, и около 70% или 8.04 млрд – это кредитные ресурсы.

Небольшое уточнение: не все займы и кредиты являются финансовой помощью. Как правило, кредит является «внешней финансовой помощью» если денежные средства направляются на финансирование развития и получен на льготных финансовых условиях. Учитывая, что практически все займы привлекались КР на льготных финансовых условиях в целях развития, весь кредитный портфель можно отнести к категории «внешней помощи».

Внешняя финансовая помощь была привлечена от 31 донора – 19 правительств или уполномоченных агентств иностранных государств, и 12 – от международных финансовых институтов.

Крупнейшими донорами Кыргызстана на конец 2020 года являются:

  • правительство и Эксимбанк Китая – $2.21 млрд (19% от всей помощи за 1992-2020 годы)
  • Всемирный банк – $2.12 млрд (18% от общей внешней помощи)
  • Азиатский банк развития – $2.11 млрд (18% от общей суммы)
  • Россия – $1.11 млрд (10%)

На долю вышеперечисленных четырех доноров приходится почти 66% всей привлеченной внешней финансовой помощи.

Значительные ресурсы были также привлечены от Международного валютного фонда – $735.87 млн (6%), а также правительство Японии – $498.84 млн.

Сведения о помощи от других доноров, а также композиция внешней помощи в разрезе инструментов и доноров представлена ниже:


Распределение внешней помощи по донорам и финансовым инструментам


Внешняя помощь и масштабы экономики

Если сравнивать привлеченную внешнюю помощь с масштабами экономики, то в период с 1992 по 2020 год Кыргызстан в среднем заключал соглашения о внешней помощи равные 11% ВВП, в том числе, гранты – 2.4% ВВП и кредиты – 8.6%.

Разумеется, это – усредненные показатели, и соответственно, в какие-то годы привлекалось больше помощи, в иные годы – меньше.

Кроме того, речь идет о сумме заключенных соглашений, а не о фактически поступивших средствах. Как правило, финансовые средства, предусмотренные соглашениями о финансовой помощи, поступают не одновременно, а в течение определенного периода (например, по мере строительства дороги, школы или другого объекта или покупки, доставки и установки оборудования).


Подписанные соглашения о внешней помощи в 1992-2020 годы


Распределение привлеченной (подписанной помощи) по декадам (1992-2000; 2001-2010; 2011-2020) показало что, наибольшая сумма финансовой помощи была подписана в период с 2011 по 2020 год включительно: 63% ($7.19 млрд) общей помощи была заключена в 2011-2020 годы. При этом 33% привлеченных финансовых средств были на грантовой основе.

На декаду 2001-2010 годы приходится 19% всей заключенной помощи. При этом 40% помощи привлекалось в виде грантов. В 1992-2000 годы средства помощи выделялись КР по большей степени в форме кредитов – 92%. В целом, на 1992-2000 годы приходится 18% общей привлеченной помощи ($2.1 млрд).


Распределение привлеченной внешней помощи по периодам

(в миллионах долларах США и %)


В свою очередь, объем фактически «осваиваемых» финансовых ресурсов по линии внешней помощи в среднем составлял около 7.5% ВВП (минимум – 2.5% ВВП в 2008 году, максимум – 17% ВВП в 1999 году).

В целом, в рамках заключенных соглашений кредитных и грантовых соглашений ($11.48 млрд) было освоено около $8.38 млрд (согласно – данным ресурсной части государственного бюджета).

Как было уже отмечено выше, «выборка» средств внешней помощи обычно происходит в течение нескольких лет, а не сразу. Этим и объясняется разница между суммами «заключенной»/«привлеченной» помощи и ее фактически «освоенными»/«поступившими» объемами.

Из указанной суммы освоенных средств $2.41 млрд составляют грантовые ресурсы и $5.96 млрд – средства льготных займов.

Поступление/освоение внешней помощи в 1993-2020 годы


Гранты и кредиты

Если посмотреть на секторальное распределение внешней помощи для Кыргызстана, то там наблюдается концентрация помощи в трех секторах – «Бюджет и Платежный баланс», «Транспорт», а точнее – дороги, и «Энергетика». На долю этих трех секторов приходится 70.1% всей привлеченной официальной финансовой помощи с 1992 по 2020 год.

При этом, каждый сектор отличается от других в плане «инструментальной» структуры: иными словами, в какой-то сектор поступает больше грантов, а какой-то сектор больше финансируется за счет внешних кредитов.

К примеру, на бюджетную поддержку и платежный баланс в 1992-2020 годы было привлечено $3.12 млрд или 27.1% общей внешней помощи. Транспорт и дороги идут вторыми по величине привлеченной помощи – $2.68 млрд или 23.4% общей суммы.

Вместе с тем, если доля грантовых ресурсов на бюджетную поддержку и платежный баланс составляет 35.8%, то в дорожном секторе внешняя помощь в виде грантов составила 15.1%.

Другой показательный пример – сектор образования. В целом на данный сектор было привлечено $302.4 млн, из которых $183.1 млн или 60.5% — это грантовые ресурсы. То есть, большая часть внешней помощи на сектор образования привлекались в виде грантов.

Примерно аналогичная ситуация наблюдается в секторе здравоохранения: в данную отрасль внешняя помощь привлекалась в большой степени на грантовой основе – 57.7% против 42.3% помощи в виде внешних займов.

Чем может объясняться такая секторальная концентрация внешней помощи? Причинами того, что среди всех отраслей наибольшую внешнюю финансовую помощь получают бюджет, дороги и энергетика являются конкретные социально-экономические и естественно-географические условия КР.

Во-первых, Кыргызстан – горная страна, не имеющая непосредственного выхода к морю, расположенная в центре Евразийского материка. Соответственно, вопрос транспортной и дорожной замкнутости КР требует значительных инвестиций в дорожный сектор, в большей степени – в автодороги.

В свою очередь горный ландшафт территории плюс резко-континентальный климат, характеризующийся большими перепадами температуры в разные времена года, также накладывают дополнительные требования к качеству, а соответственно, к конечной стоимости строительства дорог в КР.

Кроме того, транспортная инфраструктура является первым и непреложным условием развития других отраслей как торговля, добыча, туризм и другие условия, и в целом экономического роста и развития любого государства.

Секторальное распределение официальной внешней помощи в 1992-2020 годы


Энергетика

Что касается энергетики, то Кыргызстан ежегодно испытывал дефицит электроэнергии, который сохраняется и по сей день. Единственным значимым источником энергии является ее водные ресурсы.

КР не располагает большими запасами природного газа, который бы мог использоваться для производства электроэнергии, также как и не располагает технологическим и производственным потенциалом для производства атомной энергии.

Существующие гидроэнергетические объекты были возведены и запущены в эксплуатацию несколько десятилетий назад  и, большинство из них приблизилось к своим предельным срокам эксплуатации. Кроме того, электрические сети, построенные в союзный период предполагали единую региональную энергетическую систему и «кольцевала» Кыргызстан с сетями соседних стран – Казахстана и Узбекистана.

С обретением независимости возникла необходимость в создании интегрированной национальной сети Кыргызстана. Все эти обстоятельства обусловили необходимость больших инвестиций в отрасль энергетики.

Экономические реформы

Наконец внешняя помощь на бюджетную поддержку объясняется социально-экономическими реформами, проводившимися в 1990-е годы, а также серьезными внешними шоками – пост-союзный экономический спад в середине 1990-х, финансовый кризис в конце нулевых, события 2010 года, пандемия COVID-19.

Экономические реформы и преодоление негативных последствий внешних шоков требовали больших вливаний из государственного бюджета, часть которых финансировалась из внешней помощи. Ниже представлена ежегодная динамика привлечения внешних грантов и кредитов на бюджетную поддержку в 1992-2020 годы.


Динамика привлечения объемов внешней помощи на поддержку бюджета и платежный баланс в 1992-2020 годы


Из этого следует, что бюджетная поддержка поступала на ежегодной основе в период с 1992-2000 годы. Данные средства направлялись на финансирование реформ по внедрению рыночной экономики.

Далее – в конце 2000-х годов бюджетная поддержка потребовалась на преодоление финансового кризиса 2008 года. Затем значительный объем привлекаемых средств на поддержку бюджета приходится на 2010-2011 годы — время печальных событий 2010 года.

2015 и 2016 годы характеризовались влиянием внешних шоков – девальвация национальной валюты и сокращение денежных переводов из-за границы. На эти годы также приходятся существенные объемы внешней помощи на поддержку бюджета.

Наконец пандемия коронавируса в 2020 году привела к снижению экономического роста почти на 9%, резкому сокращению доходов госбюджета и дополнительным расходам на мероприятия в здравоохранении и социальном секторе. Это в свою очередь привело к привлечению больших размеров финансовой помощи на поддержку бюджета в 2020 году.

Распределение внешней помощи по отраслям

Насколько сильно отличается отраслевое распределение внешней помощи в КР от международных показателей? Ниже представлена отраслевая композиция официальной внешней помощи согласно данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).


Секторальное распределение официальной внешней помощи в 2001-2019 годы

Данные: Статданные OECD (stats.oecd.org)

В период с 2001 по 2019 со стороны официальных доноров (государства и международные институты) было выделено в виде внешней помощи около $2.08 трлн или ($109.3 млрд – ежегодно).

В структуре внешней помощи в разрезе отраслей также наблюдается некоторая степень концентрации в нескольких секторах. В глобальных масштабах помощь сосредотачивается в секторах:

  • «Правительство (бюджет и госуправление) и Гражданский сектор» — 15%
  • «Транспорт и логистика» — 10.8%
  • «Образование» — 10.6%
  • «Энергетика» — 9%

На долю этих четырех секторов приходится 45.3% всей выделенной внешней помощи.

Как следует из приведенных данных, секторальной композиции внешней помощи Кыргызстана, также как и общемировым показателям свойственны концентрация внешней помощи в трех-четырех секторах.
И в Кыргызстане и в общемировом масштабе внешняя помощь в большей степени направляется на бюджетную поддержку, транспорт и энергетику.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Сельское хозяйство

Больше Сельское хозяйство

Поток грантов и кредитов

Больше Поток грантов и кредитов

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.