Высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть в Кыргызстане, является Жогорку Кенеш. Весь парламент в составе 90 депутатов в течение пяти лет рассматривает и принимает важные для страны решения, которые непосредственно касаются каждого гражданина.
В связи с чем Economist.kg представляет вниманию читателей пояснительный материал о том, через какие этапы должен пройти законопроект, прежде чем он вступит в силу.
Инициирование законопроекта
В Кыргызстане инициировать законопроект имеют право следующие субъекты:
- депутаты Жогорку Кенеша,
- правительство,
- группа из не менее 10 тысяч граждан - так называемая народная инициатива.
Соответствующее структурное подразделение аппарата ЖК регистрирует проект закона и направляет его в течение двух дней юридической службе для подготовки справки о соответствии требованиям регламента. После чего законопроект направляется экспертной группе, которая в течение трех дней готовит заключение о его соответствии основам национальной безопасности.
На основании справки юридической службы и заключения экспертной группы по национальной безопасности, торага направляет законопроект в соответствующие комитеты. Затем аппарат в течение дня должен предоставить законопроект и сопроводительные документы во фракции, комитеты, депутатам, экспертной службе, а также разместить проект закона на сайте Жогорку Кенеша.
Рассмотрение комитетов
Ответственный комитет осуществляет предварительное рассмотрение проекта закона не позднее 30 дней со дня его получения. Фракции, комитеты, депутаты, правительство, а также представители гражданского общества вправе направить письменные замечания и предложения по проекту закона в ответственный комитет в течение двух недель со дня его размещения на официальном сайте Жогорку Кенеша.
Первое чтение. Комитет приступает к рассмотрению законопроекта для подготовки его к первому чтению. На заседании проект представляется его инициатором либо уполномоченным им представителем. По итогам рассмотрения комитет должен принять заключение, которое после подписывается председателем.
Второе чтение. Перед вторым чтением, субъекты права законодательной инициативы направляют предложения и поправки к проекту закона с их обоснованием. Ответственный комитет осуществляет рассмотрение данных предложений и поправок, после чего принимает решение об их принятии или отклонении. Принятые поправки включаются в проект закона, который должен быть подготовлен ко второму чтению.
Третье чтение. Ответственный комитет в ходе подготовки проекта закона к третьему чтению готовит на основе стенограммы заседания Жогорку Кенеша окончательный текст проекта закона на государственном и официальном языках с учетом принятых во втором чтении поправок.
Рассмотрение на заседании парламента
Первое чтение. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, цели и задачи, структура, актуальность, целесообразность, а также соответствие положениям Конституции. Жогорку Кенеш вправе принять решение о последовательном обсуждении всех статей проекта закона.
В ходе первого чтения не допускается внесение поправок в текст проекта закона. По результатам рассмотрения проекта закона в первом чтении Жогорку Кенеш принимает одно из следующих решений:
- принять проект закона за основу с поручением ответственному комитету подготовить его ко второму чтению;
- отклонить проект закона.
В постановлении о принятии проекта закона в первом чтении указывается срок представления поправок к проекту закона, который не может превышать 10 рабочих дней. После принятия законопроекта в первом чтении ответственность на последующих этапах его рассмотрения Жогорку Кенешем несет ответственный комитет.
Второе чтение. Во втором чтении рассматриваются статьи проекта закона, по которым в ответственный комитет поступили письменные предложения от инициаторов поправок во время обсуждения в ходе первого чтения. Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета об итогах рассмотрения поступивших поправок.
Председатель выясняет наличие возражений у фракций, депутатов, представителя правительства и лиц, приглашенных на заседание. В случае отсутствия возражений председатель ставит на голосование вопрос о принятии поправок проекта закона. Если возражения есть, председатель сначала ставит на голосование поправки, по которым не имеется возражений, затем открывает прения по каждой поправке, по которой имеются возражения.
После прекращения прений по поправкам председатель сначала ставит на голосование рекомендацию комитета. Если она принимается, то голосование по поправкам инициатора не проводится. Если же рекомендация комитета не принимается, на голосование ставятся поправки инициаторов. В случае отклонения поправок и комитета, и инициатора, сохраняется редакция проекта закона, принятого в первом чтении.
В случае поступления новых предложений к проекту закона в ходе его обсуждения во втором чтении законопроект возвращается в ответственный комитет для их изучения и подготовки к повторному режиму второго чтения. В этом случае рассмотрение Жогорку Кенешем проекта закона повторяется по процедуре второго чтения.
По итогам рассмотрения всех поправок к проекту закона председатель ставит на голосование вопрос о принятии либо отклонении проекта закона во втором чтении. Принятый во втором чтении проект закона направляется в ответственный комитет для подготовки к третьему чтению с учетом принятых поправок.
Третье чтение. Третье чтение проекта закона начинается с доклада представителя ответственного комитета о результатах его рассмотрения на комитете с учетом принятых поправок.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение изменений в содержание его текста. В третьем чтении также не допускается возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо его отдельных структурных единиц.
Перед итоговым голосованием по законопроекту ответственный комитет проводит редакционную правку текста для устранения возможных внутренних противоречий и установления правильной взаимосвязи статей.
Затем Жогорку Кенеш проводит итоговое голосование о принятии в третьем чтении окончательного текста проекта закона либо его отклонении.
Возврат ко второму чтению. В исключительных случаях Жогорку Кенеш вправе принять решение отложить рассмотрение проекта закона в третьем чтении и вернуться к процедуре второго чтения при обнаружении ошибок грамматического, редакционного и технического характера, влияющих на содержание проекта закона.
Так, инициатор внесения поправок вправе обратиться в ответственный комитет с обоснованным предложением о возврате к процедуре второго чтения. Комитет принимает решение и выносит вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша. Если большинство депутатов проголосуют "за", ранее принятое постановление по данному законопроекту отменяется.
Затем законопроект отправляется на доработку в ответственный комитет, который в течение семи дней вновь выносит вопрос на заседание Жогорку Кенеша, и затем рассматривается по установленной процедуре второго чтения. При этом ранее принятое ко второму чтению заключение комитета не подлежит отмене и рассматривается совместно с дополнительным заключением.
Назначение четвертого чтения. При рассмотрении проектов законов о внесении изменений в Конституцию, конституционных законов, а также законов об изменении государственной границы Жогорку Кенеш вправе принять решение о проведении четвертого чтения. В ходе него могут обсуждаться только части проекта закона, в которые были внесены редакционно-технические поправки в ходе третьего чтения.
В четвертом чтении не допускаются внесение поправок в проект закона и возвращение к обсуждению его в целом либо его отдельных структурных единиц.
В ходе четвертого чтения проводится итоговое голосование за проект закона в целом. Проект закона, не принятый в четвертом чтении, считается отклоненным.
Подпись президента
После рассмотрения и принятия законопроекта в трех (или четырех) чтениях закон считается принятым Жогорку Кенешем. При этом текст закона, принятого парламентом, не подлежит исправлению. Возвращение к рассмотрению законопроекта после его окончательного принятия не допускается.
Окончательный текст принятого закона на государственном и официальном языках в течение 14 календарных дней направляется президенту. Глава государства не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения.