Обращения не проходят бесследно — Нацбанк рассказал что делает с банками и МФО после жалоб граждан
Поступающие в Нацбанк обращения и жалобы граждан на банки и микрофинансовые организации (МФО), даже в тех случаях по которым есть окончательные решения судов, не проходят бесследно — регулятор на их основе анализирует поведение кредитных учреждений по работе с клиентами, проводит проверки и применяет меры воздействия. Об этом заявили в Нацбанке, комментируя работу по защите прав потребителей финансовых услуг.
В Нацбанке заявили, что работа по приему и рассмотрению обращений граждан, предоставлению консультационной помощи потребителям финансовых услуг ведется на ежедневной основе.
Также проводится личный прием граждан руководством Нацбанка, а для удобства граждан сотрудниками оказываются консультации по телефону и другим каналам связи.
«Национальный банк предоставляет ответы на все вопросы, возникающие у потребителей финансовых услуг, касающиеся механизмов и путей урегулирования споров между заемщиками и кредиторами», — отмечено в сообщении регулятора.
Так, в рамках защиты прав потребителей Национальным банком c начала года по 22 июля рассмотрено 566 письменных обращений граждан, предоставлена консультационно-правовая помощь 649 гражданам-потребителям финансовых услуг. Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке.
Нацбанк не влияет на суды
В Нацбанке особо подчеркнули, что НБ КР согласно законодательству, не вправе вмешиваться в договорные отношения заемщиков и кредиторов. Отношения между кредитором и заемщиком, равно как между залогодателем и залогодержателем, носят гражданско-правовой характер.
Все вопросы, вытекающие из этих отношений, решаются путем ведения переговоров сторон (мирное урегулирование) либо в судебном порядке.
«Особо следует отметить, что многочисленные обращения граждан касаются случаев, где имеются вступившие в силу судебные акты, в том числе окончательного характера. Подобные случаи не могут быть рассмотрены Национальным банком, поскольку Нацбанк не вправе вмешиваться в деятельность судов и не может отменять судебные решения», — сообщили в НБ КР.
При рассмотрении подобных обращений граждан регулятор рекомендует решать вопросы проблемных заемщиков в индивидуальном порядке с учетом требований законодательства о банковской тайне и разъяснения порядка обжалования судебных решений в случае несогласия с ними.
Жалобы не проходят бесследно
Также в Нацбанке подчеркнули, что на основе поступающих обращений проводится большая аналитическая и регулятивная работа.
«На основе поступающих обращений Нацбанк проводит анализ деятельности банков и финансово-кредитных организаций в части их работы с клиентами, раскрытия информации о предоставляемых банками услугах в ясном и доступном для понимания виде.
При необходимости проводятся проверки на предмет соблюдения финансово-кредитными организациями законодательства при выдаче кредитов. При выявлении нарушений НБ КР применяет меры воздействия в соответствии с законодательством», — заявили в Нацбанке.
Руководителям коммерческих банков указывается на необходимость проведения необходимых работ, направленных на раннее выявление проблем клиентов.
При необходимости банкам рекомендуется вырабатывать конкретные меры по реструктуризации задолженности заемщика, обратившегося в банк, вести переговоры и встречи с проблемными заемщиками, проводить надлежащую работу в региональных представительствах банков на предмет улучшения работы с клиентами.
Кроме того, Нацбанком ведется работа в рамках межведомственной комиссии по изучению обращений граждан, сообщивших о фактах нарушений законов при взыскании задолженности по заемным средствам.
Данная комиссия образована распоряжением главы кабмина. Во всех регионах республики созданы местные комиссии по работе с проблемными заемщиками.
Работа с общественными организациями
Что касается деятельности общественных организаций по защите прав потребителей, в Нацбанке сообщили, что тесно взаимодействуют с ними и рассматривают их обращения в рамках законодательства.
«В то же время общественные организации должны работать в соответствии с законодательством и осуществлять свою деятельность, основываясь на качественных и системных знаниях законодательства и опыте представительства интересов подзащитных в финансово-кредитных организациях, судебных и иных государственных органах», — заключили в НБ КР.