В Госагентство антимонопольного регулирования за третий квартал 2020 года поступило 84 обращения граждан с жалобами на продавца или производителя. Однако в соцсетях в тематических группах количество недовольных покупателей в разы больше. Граждане просто пытаются предупредить друг друга о недобросовестном продавце, оставляя отзывы в интернете.
Начальник Управления рекламы и защиты прав потребителей Назина Алыкулова рассказала о том, как и при каких условиях можно вернуть или обменять купленный товар.
Причины возврата
Если приобретенный товар оказался ненадлежащего качества, вы вправе вернуть его или обменять на другой товар в течение 14 дней, не считая дня покупки.
«Ненадлежащее качество нужно доказать. Например, вы купили телевизор, но через некоторое время он перестал работать. В этом случае в законе предусмотрено то, что потребитель может вернуть или обменять товар», — сказала Назина Алыкулова.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:
- Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
- Соразмерного уменьшения покупной цены.
- Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула).
- Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
- Расторжения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, возвратив продавцу товар ненадлежащего качества.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет, которая проводится в течение десяти рабочих дней, для технически сложных товаров — в течение одного месяца со дня поступления дела на экспертизу.
Кроме того, причинами возврата или обмена непродовольственного товара могут быть и другие факторы — вам не подошел размер, цвет, фасон, функционал и тд. Поэтому табличка в магазинах «Проданный товар обмену и возврату не подлежит» не имеет никакой силы.
Однако стоит сохранить товарный вид предмета, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, если вы решили его вернуть.
Существует перечень непродовольственных товаров, надлежащего
качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар:
- Изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
- Сложно-технические товары, имеющие гарантийный срок.
- Чулочно-носочные изделия, перчатки.
- Постельное белье, белье для новорожденных.
- Мерный товар: ткани, тюль, ковровые изделия и т.д.
- Парфюмерно-косметические товары.
- Синтетические моющие средства (жидкие).
- Товары бытовой химии в стеклянной, пластмассовой и аэрозольной упаковке.
- Канцелярские товары: тушь, чернила, краски, лаки, масла, разбавители для художественной живописи.
- Фотопленка, фотобумага, фотореактивы.
- Предметы личной гигиены.
- Мебель.
- Изделия из натурального меха.
Куда обращаться, чтобы защитить свои права
Потребитель может направить заявление в Госагентство антимонопольного регулирования. Жалобу можно оставить непосредственно в самом агентстве, направить почтой или на электронный адрес.
Адрес организации: ул. Байтик Баатыра 7Б/1,
Телефон 0(312) 56-33-03.
Телефон доверия — 0(312) 56-31-97.
E-mail — [email protected]
Госорган обязан возбудить процедуру и начать расследование — изучается факт совершения сделки и подбираются нормы законодательства. Обе стороны вызываются на площадку госоргана для диалога.
Как проходят разбирательства
Для расследования приглашаются заявитель и ответчик. Каждый приводит свои доводы.
«Мы смотрим, было ли нарушение. Если да, то предусмотрена ответственность и ответчик обязан прекратить нарушение. Ему прописывается, каким путем он должен это сделать — вернуть деньги, починить товар, оказать услугу и так далее», — рассказывает Назина Алыкулова.
Также она отмечает, если в деле замечены факты, которые выходят за рамки компетенции управления, оно передается другим госорганам, в частности, правоохранительным органам.
«Часто к нам обращаются дольщики с жалобами на подрядчика. В одном из таких случаев нам удалось увидеть признаки мошенничества. Данный факт бы зарегистрирован в ЕРПП, дальше этим занималось МВД. Удалось расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги дольщикам», — сказала она.
Если ответчик не исполняет предписание, предусмотрена административная ответственность. Если и в этом случае он не реагирует, дело передается в судебный департамент и ему придется принудительно исполнить предписание.
Как правильно покупать товар
Назина Алыкулова отмечает, что каждый человек должен быть более ответственным к своим покупкам.
«Если товар подлежит сертификации, потребитель может потребовать сопроводительные документы. Все сложнотехнические товары и продукты питания должны иметь сертификацию. Внимательно читайте гарантии. Часто бывает, что человек покупает телефон, ему на словах обещают годовую гарантию, а в договоре прописан только месяц. Такие уловки есть у продавцов», — сказала эксперт.
Она также отмечает, что на любом продукте питания должна быть маркировка — краткая информация о продукте, срок годности, состав и другая информация.
Онлайн покупки
Законодательство также регулирует процесс дистанционных способов продаж.
Продавец до заключения договора должен предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, его доставке, сроке годности и гарантийном сроке. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре.
Человек вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение пяти дней.
Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.