Автоматизация таможенного контроля. Остановит ли это вывоз миллионов из Кыргызстана

Автоматизация таможенного контроля. Остановит ли это вывоз миллионов из Кыргызстана

Правительство заявило о планах внедрения информационной системы ASYCUDA в таможенном администрировании. Целью проекта является усовершенствование таможенных процедур, а также снижение коррупции.

Коррупция на таможне – больная тема для кыргызстанцев. Будет ли новая система эффективной и сможет ли разрушить годами формировавшиеся коррупционные схемы? Подробный обзор в материале Economist.kg.

Что такое ASYCUDA?

ASYCUDA или автоматизированная система таможенных данных – это компьютеризированная система таможенного управления, охватывающая большинство процедур внешней торговли.

Система обрабатывает манифесты и таможенные декларации, процедуры бухгалтерского учета, складские манифесты и процедуры приостановки. Она также генерирует подробную информацию о внешнеторговых операциях, которая может быть использована для экономического анализа и планирования.

Программное обеспечение разработано в Женеве ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) при участии представителей ЮНКТАД, ООН, Всемирного банка, Всемирной таможенной организации, таможенных служб Франции, Великобритании, США и других стран. Внушительная команда. Однако среди пользователей системы отсутствуют развитые страны, среди более чем 90 стран клиентов ASYCUDA государства Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Например, Бангладеш, Камбоджа, Ливан, Шри-Ланка, Зимбабве и другие.

Среди стран СНГ пользователями программы являются Грузия, Молдова и Казахстан. Туркменистан находится на стадии внедрения системы.

Из ASYCUDA в Астана-1

Казахстан начал внедрение системы с 2015 года. Они разработали программное обеспечение Астана-1 на базе ASYCUDA.

С июля 2016 года страна начала пилотные испытания системы в городах Астана, Алматы, Алматинской и Карагандинской областям. Уже в 2018 году было полноценное внедрение программы.

Чиновники отметили, что с использованием новшества оформление деклараций на таможне составило в среднем 16 минут, что в 4 раза меньше, чем было по старой системе.

Кроме того, сократилось влияние человеческого фактора на все процессы. Внедрение технологий позволило увеличить таможенные поступления, по отдельным позициям они увеличились в 12 раз.

Однако при введении системы, у соседей в свое время были опасения относительно стабильности работы, так как она не работает без интернета. Сбои связи могут повлечь столпотворения на границе. Такие проблемы уже переживали страны, которые используют ASYCUDA.

Опыт Грузии. ASYCUDA – один в поле не воин

Работу ASYCUDA в Грузии можно назвать успешным кейсом, но с оговоркой, что программа стала частью большой кампании борьбы с коррупцией. Например, в 2006 году страна приняла закон, регулирующий всю таможенно-тарифную деятельность. Грузия пришла к тому, что сократила количество налогов с 26 видов до шести. За два года государственные доходы увеличились на 80%.

Кроме того, власть сильно сократила контролирующие ведомства, причастные к импортно-экспортных операций.

До 2005 года требовалось 54 документа для проведения процедуры, в 2009-2010 – 4 документа и с 2011 года необходимы только два документа – транспортная накладная и инвойс в электронном или печатном виде.

Таким образом, была практически ликвидирована сама база коррупции.

А теперь ASYCUDA в Кыргызстане

Практические шаги по внедрению программного продукта в Кыргызстане будут реализованы с 2020 по 2022 год. Чиновники уже изучили опыт применения программы в других странах, в том числе СНГ.

Кабмин обещает, что система позволит осуществлять стопроцентное электронное декларирование товаров, обеспечить эффективный контроль и мониторинг национального/регионального транзита, поддерживать межведомственное информационное взаимодействие, генерировать таможенную статистику в онлайн-режиме.

Проектные мероприятия осуществляются в следующие три этапа:

  • Подготовка

Национальная команда вместе с международными консультантами определяет области, требующие реформы, такие как введение международных кодов, рационализация и упрощение процедур оформления, приведение форм в соответствие с международными стандартами и модернизация национального таможенного законодательства для обеспечения соответствия Киотской конвенции.

  • Пилотный проект

Этап пилотной реализации включает в себя подготовку национальной конфигурации ASYCUDA, т.е. кодирование тарифа и соответствующих положений и законов, ввод данных в контрольные таблицы коды и адреса декларантов, коды таможенных органов и тд, а также подготовка систем оценки и избирательности.

Компьютеры для пилотных офисов (обычно штаб-квартира, аэропорт, морской порт, сухопутная граница и офис по внутреннему таможенному оформлению) устанавливаются и испытываются для подтверждения того, что конфигурация системы полностью соответствует требованиям национальных правил.

  • Внедрение

Этап развертывания потенциально может быть реализован национальной командой при минимальной или нулевой помощи международных экспертов, если передача навыков была успешно завершена на первых двух этапах. Этот этап требует физической подготовки всех объектов к компьютеризации, большого объема обучения на основе учебного курса на втором этапе, а также технической установки и поддержки компьютерных систем.

Первые два этапа имеют минимальную продолжительность 18 месяцев.

Внедрение автоматизации в таможенную систему Кыргызстана должно привести к снижению потерь госбюджета из-за коррупции, которая в этой сфере на сегодня огромная. Лакомый кусочек уже освоен чиновниками. Однако, сами разработчики ASYCUDA отмечают, что программа может быть успешной только при сильной политической приверженности и поддержке со стороны высших уровней. ASYCUDA признает, что в некоторых странах результаты не впечатляющие, в основном из-за сопротивления глубоким реформам таможенной системы.

Таким образом, основываясь на опыте других стран, Кыргызстану, чтобы познать все прелести системы, нужно вводить комплексные меры по борьбе с коррупцией, а также мотивировать работников государственных органов к работе в прозрачности.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.