Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Кыргызские шырдаки в Нью-Йорке: как Алия Рахман обучила тысячу женщин в регионах делать шырдаки и вышла на экспорт

Кыргызские шырдаки в Нью-Йорке: как Алия Рахман обучила тысячу женщин в регионах делать шырдаки и вышла на экспорт

Nakta Designs является производителем и международным поставщиком шырдаков в страны Европы и США. Одна из работ Umai Rug («Ковер Умай») получила серебряную награду на всемирно признанном конкурсе A’Design Award & Competition.

На начальном пути, компания Nakta Designs была ориентирована только на экспорт, однако в последние годы на местных рынках Кыргызстана и Казахстана увеличился спрос на их продукцию и уже половина продукции реализуется на местном рынке.

Девять лет назад Алия Рахман открыла мастерскую по производству шырдаков, вдохновением для этого дела стала поездка по регионам страны. Предпринимательница рассказала Economist.kg о том, как развивалось ее дело и в чем главный посыл компании.

Как вы начинали?

— Я 11 прожила в Америке и в Германии, занималась корпоративной работой. Как-то раз я привезла сюда своих американских друзей, пообещала им, что это будет одна из самых запоминающихся стран, хотя они были достаточно избалованны поездками.

Мы ездили по регионам, жили у местных людей и увидели много разных национальных предметов интерьера: ала кийиз, туш кийиз, шырдаков и даже поучаствовали в процессе их создания.

Я отметила для себя, что для изготовления нужны всего лишь шерсть, вода и мыло, а все остальное — это гигантский труд мастериц.

Вместе с этим, стало очень грустно, ведь тогда шырдак у нас не воспринимали как предмет интерьера.

Я подумала, что бабушки, которые умеют делать шырдаки уже стареют и это искусство может исчезнуть. Я целый год об этом размышляла и придумала проект, как продавать наши национальные ковры. Не зря же я в бизнес-школе училась.

— В чем особенность этого бизнеса?

— Мы рады, что удалось возродить это искусство. Сейчас даже современные дома и офисы хотят использовать шырдак именно как украшение, а не для функционального использования.

В каждом ковре есть история, которую можно прочитать. Каждая символика несет свой посыл, по шырдаку можно понять, кем и для кого он делался — для невесты, для аксакалов, для отца семейства, для охотника и так далее.
Article image
Article image

Мой посыл в том, что не надо искать что-то во вне, мы можем взять что-то свое идентичное и аутентичное и это будет самое лучшее для нас.

К тому же, мы — монополисты в этой сфере, в других странах уже не делают шырдаки. В регионах у нас люди не могут позволить себе купить ковер, поэтому бабушки продолжают делать шырдаки. В Казахстане социальная поддержка немного лучше, и возможно поэтому не было необходимости их делать. Если даже делают, либо по космической цене, либо некачественно.

Какой у вас был первоначальный капитал?

— Когда появилась идея, я привлекла двух друзей из Америки и мы все вложились по $8 тысяч и собрали $26 тысяч. Начали развивать идею мастерской и вложили в это очень много нашего времени. Через некоторое время мои партнеры вышли из проекта, компания выплатила им их долю. Но без их поддержки мастерская точно не начала бы работу.

Прибыль пошла только через три года. Я поняла, что чтобы социальный проект продолжал существование нужна коммерческая составляющая, иначе у людей заканчивается порыв работать. Мы стали работать над позиционированием шырдака как предмета современного интерьера.

Кто ваши клиенты?

— На данный момент в Кыргызстане у нас мало продаж, чаще покупают за границей. Когда ездим на международные выставки, люди там сразу понимают, что шырдак это что-то уникальное. Все привыкли, что ковры сделаны по тканной технологии, а у нас сохранилась технология кочевников.

Мы также изготовили шырдак для нового Театра оперы и балета в Алматы, размер изделия составил 10 на 11 метров. Помню, мы даже не могли уместить его ни в одном помещении, когда работали над ним. Пришлось вынести его на улицу и там продолжать работу.

Article image
Article image
Article image
Article image

Мы также работаем с современным художниками международного уровня и воссоздаем их картины в текстиле.

Как вы находите мастериц?

– У нас мастерицы с регионов и хорошо, что они могут, сидя дома с детьми, зарабатывать.

У меня одна мастерица говорит, что летом ее муж может заработать за счет фермерства, а зимой они живут на прибыль с шырдаков.

Одна мастерица сказала, что у них скот прибавился, потому что им больше не надо было резать его, чтобы покупать продукты. Так у них барашки удваиваются каждый год.

В среднем мастерицы получают 20 тысяч сомов, заработок опытных работниц доходит до 40-50 тысяч сомов в месяц. Многие из них смогли улучшить жилищные условия, кто-то — поставить туалет дома и так далее.

У нас есть мастерица из деревни, где нет даже мобильного интернета. Они приехала, забрала все заготовки и пропала на месяц. До нее не дозвониться, не дописаться. Потом она появилась с готовой работой, которая теперь поедет украшать какие-то шикарные апартаменты в Нью-Йорке. Такие истории очень вдохновляют.

Article image
Article image

Мы объездили весь Кыргызстан в поисках мастериц, они должны быть обучаемы и дисциплинированы. Есть такая проблема, что они могут задержать работу и сказать «ой той болуп калды» (был той). Это мешало нам работать.

Потом с помощью USAID ездили в регионы и искали тех, кто хочет освоить эту профессию, так обучили ремесленниц современным технологиям производства. Всего компания уже обучила 1025 женщин этому делу.

Сколько стоят шырдаки?

— На изготовление одного шырдака среднего размера 3х2 метра уходит шерсть шести баранов, две мастерицы, которые будут работать больше месяца. Средняя цена такого шырдака будет $450-500. Цена зависит от сложности дизайна и техники.

Были ли дополнительные финансирования проекта?

– На пятом году существования компании нас начал поддерживать USAID. С их помощью мы обучили мастериц, приняли участие в выставке Ambiente во Франкфурте (Германия).

В 2019 году USAID и компания Nakta Designs подписали соглашение о реализации совместной программы на сумму $82 тысячи, при этом, собственный вклад компании Nakta Designs составляет более двух третей от суммы инвестиций.

Ad coverAd cover