Коррупционные риски: Бизнес-омбудсмен указал на недостатки нового порядка закупок для госкомпаний

Коррупционные риски: Бизнес-омбудсмен указал на недостатки нового порядка закупок для госкомпаний

Несмотря на то, что закупки государственных, муниципальных предприятий и компаний с госдолей от 50% и их «дочек» были исключены из-под нового закона «О государственных закупках», важно соблюдать принцип прозрачности.

Об этом говорится в комментарии бизнес-омбудсмена к постановлению кабмина о типовом порядке организации закупок предприятиями и компаниями с 50% госдолей.

В Институте бизнес-омбудсмена отмечают, что за 2021 год около 29% (17.3 млрд сомов) государственных закупок было осуществлено компаниями с госучастием и около 19% (10.8 млрд сомов) — госпредприятиями и госучреждениями. Учитывая, что эти организации исключены из-под действия закона о госзакупках, необходимо обеспечить их эффективное регулирование на уровне кабмина.

Организация указала и на другие риски нового порядка закупок для предприятий и компаний с госдолей.

Простая закупка

В соответствии с типовым порядком, простая закупка может быть применена в случае суммы до 3 млн сомов по каждой статье плана закупок в отношении готовых товаров, не требующих специального изготовления или работ и услуг с конкретным описанием, без предъявления квалификационных требований.

При этом предприятия и компании с госучастием различаются между собой размерами бюджета и объемами расходов. Поэтому существует вероятность, что крупные предприятия будут заинтересованы дробить и проводить многочисленные процедуры закупок на сумму до 3 млн сомов для избежания необходимости применять более прозрачные и конкурентные методы закупок, такие как конкурсы с неограниченным участием. В свою очередь, малые предприятия с небольшим бюджетом будут иметь возможность постоянно закупать товары и услуги исключительно простыми закупками.

Таким образом, целесообразно предусмотреть определенную градацию предприятий и компаний с госучастием, исключающую необоснованное применение данного способа осуществления закупок,

Срочная необходимость проведения закупки

Типовой порядок разрешает прямое заключение договора в случае возникновения срочной необходимости в проведении закупок ежедневно потребляемых товаров в связи с обстоятельствами, которые не предвидел заказчик, а также позволяет закупать аналогичным методом ежедневно потребляемые товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения производственной деятельности заказчика.

В связи со своей субъективностью и неопределенностью данные нормы могут создать значительные риски для коррупционных и иных неправомерных действий должностных лиц. Это относится также и к пункту, согласно которому возможно будет заключать прямой договор, если конкурс не состоялся (что может происходить систематически и целенаправленно).

Установление технических требований к товарам

Заказчик вправе устанавливать во внутренних документах требования к минимальному уровню квалификации потенциальных  поставщиков, требования к приобретаемым товарам, работам и услугам. Возникает вопрос объективности предъявления технических требований к товарам и прозрачности процедуры установления данных требований. Так, на практике возникают коррупционные риски, когда технические требования к товарам могут быть разработаны под отдельных поставщиков.

Предприниматели также жалуются на применение устаревших стандартов, которые не соответствуют современным международным стандартам, что, в свою очередь, не позволяет улучшать качество закупаемых товаров.

Бизнес-омбудсмен рекомендует обеспечить прозрачность технических требований к товарам, установленных заказчиком, путем их регулярного опубликования в соответствующих источниках информации, включая систему и официальный сайт заказчика.

Вопрос добросовестности поставщиков

Типовой порядок недостаточно раскрывает вопрос проверки добросовестности поставщиков. Не предполагается никакой заблаговременной проверки добросовестности поставщика и не предусматривается ведение общедоступной базы данных для обмена информацией. Такой пробел может привести к необоснованному давлению на поставщиков со стороны заказчика и коррупционным рискам.

Информационная система для закупок

ГП «Инфосистемс» при Минфине поручается в течение шести месяцев разработать и ввести в эксплуатацию информационную систему для проведения закупок субъектами на заявительной договорной основе. Однако в типовом порядке под системой понимается, в том числе веб-сайт заказчика или вышестоящей организации, специализированные информационные системы для публикации и (или) проведения закупок.

Возникает вопрос, будет ли создана единая информационная система закупок либо каждая организация будет использовать свой веб-сайт или веб-сайт вышестоящей организации для закупок. В данном случае для обеспечения прозрачности и подотчетности. Бизнес-омбудсмен рекомендует использование единой информационной системы, аналогичной порталу государственных закупок.

Другие недочеты постановления

Постановление кабмина было принято до окончания месячного срока общественного обсуждения, что не соответствует процедуре принятия нормативных правовых актов. Проект был вынесен на общественное обсуждение 23 мая и принят 10 июня.

Кроме того, из постановления следует, что типовой порядок является рекомендательным, а правила организации и осуществления закупок определяются внутренними документами государственных и муниципальных предприятий, компаний с госучастием. Существует риск несоблюдения положений типового порядка, что может негативно отразиться на эффективности закупок, единообразной практике применения и иметь коррупционные последствия.

При этом заказчик при осуществлении закупок основывается на принципах расширения конкуренции, справедливого, равного и беспристрастного отношения к поставщикам в процессе отбора, а также публичности и прозрачности заключенных договоров. Однако типовой порядок не предусматривает такого принципа, как прозрачность процедур закупок.

Документ также не предусматривает обязательность публикации плана закупок в системе. Бизнес-омбудсмен рекомендует обеспечить открытый доступ к плану закупок организаций.

Организациям предоставляются практически неограниченные права в выборе метода закупок, что может негативно отразиться на их прозрачности и иметь коррупционные риски. Кроме того, не указано, по каким основаниям выбраны основные методы осуществления закупок — конкурс (с неограниченным или ограниченным участием), простая закупка, прямое заключение договора.

Также возникает вопрос коммерческой тайны — насколько объективным и обоснованным будет отнесение госпредприятиями и госкомпаниями информации к коммерческой тайне. Бизнес-омбудсмен рекомендует предусмотреть механизмы для объективного и обоснованного отнесения информации к коммерческой тайне и соблюдения принципа прозрачности, открытости и публичности при проведении таких закупок.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.