Сворачивание карантинных мер помогло замедлить темпы падения экономической активности в Кыргызстане, но в ближайшие три месяца тенденция сокращения деловой активности сохранится. Такие выводы делают аналитики Евразийского экономического банка (ЕАБР) в июньском информационно-аналитическом обзоре. Намного хуже, по данным аналитиков, дела обстоят в банковском секторе КР — объем кредитования упал в апреле на 60.3%, приток депозитов сократился на 40%.
Макроэкономика
Темпы падения экономической активности замедлились на фоне сворачивания карантинных мер.
В мае 2020 года тенденция сокращения ВВП продолжилась, но уже не столь стремительно, как в апреле. Поддержку экономике оказали производство золота, сельское хозяйство и добывающие отрасли, в то время как в других секторах промышленности и сфере услуг в мае сохранился спад, хотя и меньший по масштабу по сравнению с апрелем.
Падение объемов инвестиций углубилось третий месяц подряд, а восстановление производства в экспортно ориентированных отраслях (производство текстиля) ограничено слабым внешним спросом и нарушением логистических цепочек.
В организациях, предполагающих массовое скопление людей (гостиницы, рестораны, торгово-развлекательные центры), активность сдерживается необходимостью соблюдать социальную дистанцию и санитарные нормы.
Сводные опережающие индикаторы ЕЭК сигнализируют о том, что в ближайшие три месяца тенденция сокращения деловой активности сохранится.
Осложнение эпидемиологической ситуации в июне и введение некоторых ограничений повышают вероятность более медленного восстановления экономики после пандемии.
Инфляция
Инфляция в мае 2020 года оставалась выше целевого ориентира 5–7%.
Темпы прироста индекса потребительских цен замедлились до 7.2% г/г [год к году] — 8.6% г/г было в апреле 2020-го).
Основной вклад в темпы прироста продолжают вносить алкогольные напитки и табачные изделия (5.2% г/г), а также продовольственный компонент, хотя темпы прироста его стоимости замедлились до 13.3% г/г с 16.3% г/г месяцем ранее.
Снижение ажиотажного спроса по мере открытия экономики, дезинфляционные процессы на мировом рынке и стабилизация курсовой динамики способствуют замедлению роста цен в продовольственном сегменте КР.
Частичное функционирование предприятий торговли, ограниченный внутренний спрос и уменьшение мировых цен на нефть обуславливают низкий инфляционный фон в непродовольственном секторе (2.2% г/г) и сфере услуг (1.1% г/г).
Действие указанных дезинфляционных факторов сохранится в прогнозном периоде, и при данном сценарии темпы прироста индекса потребительских цен, по оценкам ЕАБР, опустятся ниже целевого ориентира в 2021 году.
Банковский сектор
Показатели банковской деятельности ухудшились по итогам апреля 2020 года в условиях ограниченного режима функционирования.
Объем займов, выданных коммерческими банками, в апреле сократился на 60.3% г/г, при этом спад зафиксирован по всем отраслям, но более всего – в сельском хозяйстве (минус 17.1 процентных пункта), торговле (минус 14.1 процентных пункта) и потребительском сегменте (минус 12.1 процентных пункта).
Запуск правительственной программы льготного финансирования будет способствовать восстановлению кредитной активности.
Объем привлеченных депозитов в апреле 2020-го снизился на 40.1% г/г, в том числе в национальной валюте на 23.1% г/г, в иностранной – на 60.7% г/г.
Как физические, так и юридические лица в апреле 2020 года разместили вклады в банках в меньшем объеме по сравнению с аналогичным месяцем годом ранее. Учитывая снижение реальных денежных доходов, население, по всей вероятности, будет менее склонно к формированию новых сбережений.
Дефицит бюджета
Дефицит бюджета в январе-апреле 2020 года составил 7.1% ВВП (профицит 2.3% ВВП годом ранее).
Рост расходов на борьбу с COVID-19 и снижение доходов в результате приостановки деятельности предприятий обусловили увеличение отрицательного сальдо государственных финансов.