Электромобили на мировом рынке набирают все большую популярность. Помимо того, что водители сами оценивают удобство и экологичность нового вида авто, программы поддержки также принимаются в некоторых странах и на государственном уровне.
Многие кыргызстанцы наверняка задавались вопросом «А когда же в Кыргызстане массово начнут появляться электромобили?». Казалось, что это произойдет еще не скоро. Однако кыргызстанский бизнес уже начал проявлять инициативу в этом направлении и на наших дорогах можно уже встретить новенькие электромобили.
Одной из первых компаний, которая импортирует в Кыргызстан электрокары, стала Asman Electronics. Глава компании Кадыр Алы рассказал Economist.kg, как развивается этот вид бизнеса в Кыргызстане.
— В развитых странах есть программы государственной поддержки, чтобы граждане переходили на электромобили. В Кыргызстане даже нет специальных таможенных пошлин и налоговых льгот на ввоз электромобилей. Как вы считаете, какие еще могут быть меры стимулирования со стороны государства?
— Китайское правительство выплачивает 20-30% субсидий тем, кто покупает электромобили. На китайских дорогах каждый год появляются 1.5–2 миллиона новых электромобилей каждый год. В Корее госсубсидии доходят до 40%. В этом году в систему общественного транспорта казахстанской столицы было введено 100 электробусов. Цены на них высокие, но государство платит субсидии. Конечно, у нашего государства возможности оказывать финансовую помощь нет, но можно давать электромобилям «зеленые» номера, как, например, в Украине и Беларуси, где электромобилям разрешено ездить по троллейбусным и автобусным линиям, а многие парковочные места для машин с такими номерами бесплатные.
— Электромобили не по карману многим кыргызстанцам. Мы в основном покупаем старые машины на вторичном рынке. Может, необходимо рассмотреть лизинговые программы?
Мы хотели продавать наши электромобили в лизинг в сомах, и тогда люди бы покупали. Но эффективная процентная ставка по лизингу в среднем по рынку 16-32%, это слишком дорого.
Если бы государство предоставило нам льготное кредитование под 4-5%, мы смогли бы продавать электрокары в лизинг под 8-10% годовых, и многие перешли бы на электромобили.
— Понятно, что у государства денег нет. Однако в мире много фондов, поддерживающих «зеленые» проекты, которые предоставляют деньги по очень низким процентным ставкам. Может ли правительство привлечь такое финансирование и передать таким предпринимателям, как вы?
— Действительно, сейчас существует много разных фондов для поддержки и развития «зеленой» экономики и защиты окружающей среды. Но они работают с государством, а напрямую с бизнесменами не работают. Если государство сможет привлечь у таких фондов финансирование, гарантировать возврат средств, то появятся длинные и дешевые деньги на «зеленые» проекты. Многие страны так делают. А наша потеряла доверие, потому что мы раньше брали деньги, а затем либо не использовали их целенаправленно, либо не возвращали вовремя. Однако в этом направлении по-прежнему работает много заинтересованных сторон.
Мы не просим деньги из бюджета, лучше было бы взять их из фондов развития по более низкой процентной ставке и отдать предпринимателям на освоение.
Государство под свою гарантию получает такие средства, передает их банкам на программы кредитования. Банки, учитывая свою выгоду, добавляют комиссию за свои услуги, и ставка льготных кредитов, которые государство получает под 1%, вырастает до 10%, пока эти деньги доходят до предпринимателей.
— Наверное речь о неком Национальном «зеленом» фонде. И если бы государство могло создать такой фонд, оно могло бы решить еще одну большую проблему — дефицит электроэнергии. Мы, находясь у истоков реки, сейчас покупаем энергию из-за границы. Чтобы электромобилями пользовались, нужно ведь больше электричества?
Многие думают, что, если нам не хватает электричества, то не нужны и электромобили. Но даже наши министры говорят, что Кыргызстан обеспечивает 90% потребностей в электричестве, используя лишь 10% своего водного потенциала. Оставшиеся 90% потенциала просто не используются. Если мы будем использовать хотя бы 50% этого потенциала, то у нас будет достаточно электроэнергии. Сколько денег мы бы сохранили, используя электромобили! Мы закупаем ГСМ за рубежом в среднем на 60 миллиардов сомов в год. Если все больше людей будут покупать электромобили, они будут использовать нашу собственную энергию вместо импортного бензина, дизельного топлива и других видов ГСМ.
— Другой важный вопрос — это вопрос инфраструктуры. Необходимо создать условия для электромобилей. Какие есть решения этой проблемы?
Мы передали правительству свои бизнес-проекты по инфраструктуре. Среди них установка зарядных станций рядом с кафе и ресторанами. Владельцы кафе и ресторанов сами заинтересованы, если водитель, который остановился зарядить свою машину, будет заказывать еду в их заведении.
Я считаю, что было бы лучше, если бы проблемы инфраструктуры решал бизнес.
Однако в министерстве экономики заявили, что дадут поручение Энергохолдингу и попытаются решить его самостоятельно в стандартном порядке. Это определенно хорошая идея. Однако, когда это будет сделано, сказать сложно. И слабо верится, что государственное учреждение, которое не может решить проблему обеспечения электроэнергией населения, может создать инфраструктуру для электромобилей. Лучше разработать техническое задание и передать реализацию проекта бизнесу через открытый тендер.
— Возможно ли решить эту проблему через государственно-частное партнерство?
Лучшее решение — это государственно-частное партнерство. Однако, насколько нам известно, за последнее время реализовано всего три ГЧП-проекта. Если государство научится сотрудничать с частным сектором, мы сможем сделать многое. Я надеюсь, что одной из площадок, которая даст импульс активному сотрудничеству государства, частного сектора и институтов развития станут Форум «Зеленая экономика – 2021» и выставка Green Expo, которые пройдут в начале декабря в Бишкеке. Наша компания участвует на выставке Green Expo-2021, так, мы надеемся, что еще больше людей узнает о том, как вернуть голубое небо над нашими головами.
— Расскажите немного о своей компании, почему она называется Asman Electronics?
Потому что мы скучаем по голубому небу, как вы видите, зимой небо в столице затягивает смогом… Наша компания появилась в ответ на актуальный запрос: «Как дышать свежим воздухом?». В Бишкеке официально зарегистрировано 370 тысяч автомобилей или примерно одна машина на три человека. Это много. Помимо этого, у нас много старых машин, их выхлопные газы отравляют нас. Бишкек — один из самых загрязненных городов мира, в нашей столице загрязнение воздуха в 6 раз превышает норму, нас просто травят каждый день.
Наши автомобили, помимо того, что экологичные, еще и очень тихие. И если в городе станет больше электрокаров, воздух станет чище и будет меньше шума.
— В последнее время кыргызстанцы задумываются об электромобилях все чаще, ввиду резкого роста цен на топливо. Расскажите, так ли экономно иметь электромобиль?
Последние два года люди начали думать об экономии, и теперь это фактор номер один. Последние шесть лет я езжу на гибридном автомобиле, и это очень экономично. Я очень злился, когда садился в машину, которую нужно заправлять бензином, постоянно считал, сколько я трачу. Когда пересел в электромобиль, почувствовал разницу как между небом и землей. Вам не нужно беспокоиться о бензине, газе или масле. Например, в среднем в год на одну машину закупают ГСМ на $2000. Цены на электромобили, которые мы предлагаем, колеблются от $10 000 до $40 000, срок службы — 15 лет, гарантия на зарядное устройство — 8 лет. Электромобиль окупится до истечения срока годности. К тому же, он гораздо дешевле в обслуживании, так как меньше деталей.