Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Мы хотим дышать! Или почему Кыргызстану нужно срочно переходить на электромобили

Мы хотим дышать! Или почему Кыргызстану нужно срочно переходить на электромобили

Электромобили на мировом рынке набирают все большую популярность. Помимо того, что водители сами оценивают удобство и экологичность нового вида авто, программы поддержки также принимаются в некоторых странах и на государственном уровне.

Многие кыргызстанцы наверняка задавались вопросом «А когда же в Кыргызстане массово начнут появляться электромобили?». Казалось, что это произойдет еще не скоро. Однако кыргызстанский бизнес уже начал проявлять инициативу в этом направлении и на наших дорогах можно уже встретить новенькие электромобили.

Одной из первых компаний, которая импортирует в Кыргызстан электрокары, стала Asman Electronics. Глава компании Кадыр Алы рассказал Economist.kg, как развивается этот вид бизнеса в Кыргызстане.
— В развитых странах есть программы государственной поддержки, чтобы граждане переходили на электромобили. В Кыргызстане даже нет специальных таможенных пошлин и налоговых льгот на ввоз электромобилей. Как вы считаете, какие еще могут быть меры стимулирования со стороны государства?

— Китайское правительство выплачивает 20-30% субсидий тем, кто покупает электромобили. На китайских дорогах каждый год появляются 1.5–2 миллиона новых электромобилей каждый год. В Корее госсубсидии доходят до 40%. В этом году в систему общественного транспорта казахстанской столицы было введено 100 электробусов. Цены на них высокие, но государство платит субсидии. Конечно, у нашего государства возможности оказывать финансовую помощь нет, но можно давать электромобилям «зеленые» номера, как, например, в Украине и Беларуси, где электромобилям разрешено ездить по троллейбусным и автобусным линиям, а многие парковочные места для машин с такими номерами бесплатные.

— Электромобили не по карману многим кыргызстанцам. Мы в основном покупаем старые машины на вторичном рынке. Может, необходимо рассмотреть лизинговые программы?

Мы хотели продавать наши электромобили в лизинг в сомах, и тогда люди бы покупали. Но эффективная процентная ставка по лизингу в среднем по рынку 16-32%, это слишком дорого.

Если бы государство предоставило нам льготное кредитование под 4-5%, мы смогли бы продавать электрокары в лизинг под 8-10% годовых, и многие перешли бы на электромобили.
— Понятно, что у государства денег нет. Однако в мире много фондов, поддерживающих «зеленые» проекты, которые предоставляют деньги по очень низким процентным ставкам. Может ли правительство привлечь такое финансирование и передать таким предпринимателям, как вы?

— Действительно, сейчас существует много разных фондов для поддержки и развития «зеленой» экономики и защиты окружающей среды. Но они работают с государством, а напрямую с бизнесменами не работают. Если государство сможет привлечь у таких фондов финансирование, гарантировать возврат средств, то появятся длинные и дешевые деньги на «зеленые» проекты. Многие страны так делают. А наша потеряла доверие, потому что мы раньше брали деньги, а затем либо не использовали их целенаправленно, либо не возвращали вовремя. Однако в этом направлении по-прежнему работает много заинтересованных сторон.

Мы не просим деньги из бюджета, лучше было бы взять их из фондов развития по более низкой процентной ставке и отдать предпринимателям на освоение.

Государство под свою гарантию получает такие средства, передает их банкам на программы кредитования. Банки, учитывая свою выгоду, добавляют комиссию за свои услуги, и ставка льготных кредитов, которые государство получает под 1%, вырастает до 10%, пока эти деньги доходят до предпринимателей.

— Наверное речь о неком Национальном «зеленом» фонде. И если бы государство могло создать такой фонд, оно могло бы решить еще одну большую проблему — дефицит электроэнергии. Мы, находясь у истоков реки, сейчас покупаем энергию из-за границы. Чтобы электромобилями пользовались, нужно ведь больше электричества?

Многие думают, что, если нам не хватает электричества, то не нужны и электромобили. Но даже наши министры говорят, что Кыргызстан обеспечивает 90% потребностей в электричестве, используя лишь 10% своего водного потенциала. Оставшиеся 90% потенциала просто не используются. Если мы будем использовать хотя бы 50% этого потенциала, то у нас будет достаточно электроэнергии. Сколько денег мы бы сохранили, используя электромобили! Мы закупаем ГСМ за рубежом в среднем на 60 миллиардов сомов в год. Если все больше людей будут покупать электромобили, они будут использовать нашу собственную энергию вместо импортного бензина, дизельного топлива и других видов ГСМ.

— Другой важный вопрос — это вопрос инфраструктуры. Необходимо создать условия для электромобилей. Какие есть решения этой проблемы?

Мы передали правительству свои бизнес-проекты по инфраструктуре. Среди них установка зарядных станций рядом с кафе и ресторанами. Владельцы кафе и ресторанов сами заинтересованы, если водитель, который остановился зарядить свою машину, будет заказывать еду в их заведении.

Я считаю, что было бы лучше, если бы проблемы инфраструктуры решал бизнес.

Однако в министерстве экономики заявили, что дадут поручение Энергохолдингу и попытаются решить его самостоятельно в стандартном порядке. Это определенно хорошая идея. Однако, когда это будет сделано, сказать сложно. И слабо верится, что государственное учреждение, которое не может решить проблему обеспечения электроэнергией населения, может создать инфраструктуру для электромобилей. Лучше разработать техническое задание и передать реализацию проекта бизнесу через открытый тендер.

— Возможно ли решить эту проблему через государственно-частное партнерство?

Лучшее решение — это государственно-частное партнерство. Однако, насколько нам известно, за последнее время реализовано всего три ГЧП-проекта. Если государство научится сотрудничать с частным сектором, мы сможем сделать многое. Я надеюсь, что одной из площадок, которая даст импульс активному сотрудничеству государства, частного сектора и институтов развития станут Форум «Зеленая экономика – 2021» и выставка Green Expo, которые пройдут в начале декабря в Бишкеке. Наша компания участвует на выставке Green Expo-2021, так, мы надеемся, что еще больше людей узнает о том, как вернуть голубое небо над нашими головами.

— Расскажите немного о своей компании, почему она называется Asman Electronics?

Потому что мы скучаем по голубому небу, как вы видите, зимой небо в столице затягивает смогом… Наша компания появилась в ответ на актуальный запрос: «Как дышать свежим воздухом?». В Бишкеке официально зарегистрировано 370 тысяч автомобилей или примерно одна машина на три человека. Это много. Помимо этого, у нас много старых машин, их выхлопные газы отравляют нас. Бишкек — один из самых загрязненных городов мира, в нашей столице загрязнение воздуха в 6 раз превышает норму, нас просто травят каждый день.

Наши автомобили, помимо того, что экологичные, еще и очень тихие. И если в городе станет больше электрокаров, воздух станет чище и будет меньше шума.

— В последнее время кыргызстанцы задумываются об электромобилях все чаще, ввиду резкого роста цен на топливо. Расскажите, так ли экономно иметь электромобиль?

Последние два года люди начали думать об экономии, и теперь это фактор номер один. Последние шесть лет я езжу на гибридном автомобиле, и это очень экономично. Я очень злился, когда садился в машину, которую нужно заправлять бензином, постоянно считал, сколько я трачу. Когда пересел в электромобиль, почувствовал разницу как между небом и землей. Вам не нужно беспокоиться о бензине, газе или масле. Например, в среднем в год на одну машину закупают ГСМ на $2000. Цены на электромобили, которые мы предлагаем, колеблются от $10 000 до $40 000, срок службы — 15 лет, гарантия на зарядное устройство — 8 лет. Электромобиль окупится до истечения срока годности. К тому же, он гораздо дешевле в обслуживании, так как меньше деталей.

Ad coverAd cover