В этом году власти КР взвалили на себя амбициозные проекты по строительству новых инфраструктурных объектов. Однако в силу определенных обстоятельств некоторые инициативы оказались заморожены на неопределенное время. Подводя итоги года, Economist.kg решил напомнить вам о самых амбициозных проектах, реализация которых пока так и осталась на бумаге.
Канатная дорога в Бишкеке
Впервые о строительстве канатной дороги в Бишкеке 24 апреля текущего года упомянул вицэ-мэр столицы Жыргалбек Шамыралиев на заседании комитета ЖК. Тогда он заявил, что муниципалитет отказался от строительства метро, так как "это дорого и сложно".
Шамыралиев добавил, что вместо метро мэрия рассматривает строительство канатной дороги. Муниципалитет даже приглашал представителей швейцарской компании, которые занимаются такими проектами. Представители пообещали отправить специалистов в КР.
Через месяц в интервью для СМИ начальник Бишкекглавархитектуры Урмат Карыбаев сообщил, что работа над проектом продолжается. Канатную дорогу планировали протянуть от микрорайона Асанбай до проспекта Жибек-Жолу. Он заверял, что канатка будет дешевле автомобильных или железных дорог.
В июле 2023 года мэрия опубликовала план социально-экономического развития на 2024 год и прогноза на 2025-2026 годы. Но в документе о канатной дороге не было уже ни слова.
Ветроэлектростанция
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в рамках рабочей поездки 17-20 мая посетил Китай, где министерство энергетики Кыргызстана подписало с китайской компанией Univeral Energy меморандум о строительстве ветроэлектростанции. Срок действия подписанного документа составлял один год.
Китайская компания "Юниверсал энерджи" намеревалась построить в Кыргызстане ветроэлектростанцию на принципах государственно-частного партнерства. Стоимость проекта оценивали в $100 млн. При этом Минэнерго не сообщало о месторасположении будущей ветроэлектростанции.
На дворе конец декабря, однако прогресса по проекту ни со стороны Китая, ни со стороны Минэнерго КР не наблюдается...
Город будущего "Асман"
В 2023 году был дан старт проекту строительства города будущего Асман. 30 июня этого года власти руководство республики заложило капсулу, ознаменовав начало реализации грандиозной инфраструктурной инициативы.
Планировалось, что площадь города составит 4 015 гектаров, в нем смогут проживать от 500 до 700 тысяч человек.
Город планировали построить между Тору-Айгырским айыл окмоту и селом Чырпыкты в Иссык-Кульской области. Ориентировочно на строительство Асмана планировали потратить около $20 миллиардов. Президент обещал, что строительство будет полностью оплачено за счет инвесторов. Он также заверял, что город станет таким же локомотивом экономики, как и "Кумтор".
Корейская компания Promise Land должна была начать строительство, был даже заключен меморандум на $1 миллиард. Предполагалось, что на строительство города потребуется 7-8 лет. Однако с момента закладки капсулы власти КР "поймали тишину", что дает все основания полагать, что грандиозная стройка века станет очередным мыльным пузырем в новейшей истории независимого Кыргызстана.
Дорога из Алматы на Иссык-Куль
Несколько лет назад стало известно о планах властей КР и РК по строительству дороги из Алматы на Иссык-Куль. Более-менее ясную картину проекта удалось составить лишь в июне текущего года. Выяснилось, что сторонам было предложено для изучения три варианта маршрута, отличающихся стоимостью, временем в пути и типом дорожного покрытия.
11 августа было объявлено, что Казахстан и Кыргызстан согласовали маршрут через город Узынгаш и Кемин в Чолпон-Ату, а также через перевал Новый Кастек. Согласно проекту, дорога протяженностью 90 км должна была обойтись Кыргызской Республике и РК в $140-$150 млн.
Позже казахстанские СМИ отметили, что трасса может оказаться невыгодной для казахстанской экономики и навредить ей, предположив, что экономическую пользу от ее строительства получит лишь Кыргызстан. Позже, в октябре 2023 года, директор представительства Азиатского банка развития в РК Нариман Маннапбеков предположил, что дорога может перейти под юрисдикцию Казахстана.
С тех пор вокруг проекта – информационный вакуум.
Первая в КР солнечная электростанция от "Бишкек Солар"
В марте текущего года компания "Бишкек Солар" объявила о планах строительства первой солнечной электростанции в Кыргызстане. Предполагалось, что общая мощность электростанции составит 300 мегаватт. Более того, до конца года планировалось ввести в эксплуатацию около 100 мегаватт.
Для проекта компания хотела закупить оборудование из России и Китая со сроком службы до 50-60 лет. Одновременно с этим в рамках строительства предусматривалось возведение линии электропередач напряжением 220 кв к подстанции "Иссык-Куль," с планами строительства в селе Тору-Айгыр. Подрядчиком выбрали казахстанскую компанию ТОО "Техногруппсервис", а инвесторами выступили Российско-кыргызский фонд развития (РКФР) и компания "Юнигрин энерджи" из России.
В сентябре заместитель генерального директора российской компании "Юнигрин Энерджи" Олег Шуткин заявил, что строительство начнется после получения финансовых гарантий от властей Кыргызстана.
В конце сентября депутат Максатбек Сарбагышев проинформировал о том, что компания еще не начала строительство солнечной электростанции. Тогда он отметил, что приложит все усилия для расторжения договора и отзовет согласие на предоставление земельных участков. В настоящее время судьба проекта остается неопределенной.