Цифровизация, новые маршруты и почтовый коридор с КНР — обзор логистики КР за март

Economist.kg
Цифровизация, новые маршруты и почтовый коридор с КНР — обзор логистики КР за март

Росту грузоперевозок в Кыргызстане способствует экономический подъем, активное развитие промышленного сектора и e-commerce, а также новые возможности для международного сотрудничества — об этом в дайджесте новостей логистики за март 2025 года.

Лидер по грузоперевозкам

По данным Нацстаткома, в 2024 году объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта в Кыргызстане, увеличился в годовом выражении на 5.9%, составив 54 млн тонн. И судя по всему, темпы роста грузоперевозок продолжают расти: так, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в январе 2025 года рост составил 10.6% в сравнении с январем прошлого года.

В целом по ЕАЭС грузоперевозки выросли на 2.1%. В Казахстане увеличение составило 13.8%, в Армении — 4.5%, в России — 1.1%.  

«По темпам роста грузоперевозок Кыргызстан — один из лидеров ЕАЭС и стран СНГ. Это связано с высокими темпами роста всей экономики: второй год подряд республика становится лидером по этому показателю среди стран ЕАЭС. Так, в 2024 году ВВП Кыргызстана вырос на 9%. Объем продукции промышленности Кыргызстана в 2024 году вырос на 5.5%, что тоже выше среднего показателя Союза (4.5%). Во многом экономический рост обусловлен положительным эффектом от участия республики в ЕАЭС, хотя нельзя отрицать и влияние низкой базы — экономика страны сильно сократилась в предыдущие периоды. За время членства Кыргызстана в ЕАЭС товарооборот республики с другими странами-участницами вырос в три раза — с $5 млрд до $15.7 млрд. И потенциал роста экономики в целом и грузоперевозок в частности еще не исчерпан», — отметил Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Новый почтовый пункт на границе с КНР

В апреле 2025 года планируется запуск международного почтового обменного пункта с Китаем на контрольно-пропускном пункте «Торугарт» — подготовка к открытию завершается. Новый пункт значительно ускорит обработку почтовых отправлений и посылок. Сокращение сроков доставки ожидается за счет внедрения механизма «Зеленого коридора». Почтовый пункт должен способствовать развитию приграничной торговли.

«Рынок электронной коммерции в Кыргызстане растет стремительно: по итогам 2024 года он достиг $360 млн, увеличившись за два года в два раза, следует из данных Ассоциации электронной коммерции КР. К 2028 году рынок вырастет до $595 млн. Развитию отрасли способствует рост популярности безналичных платежей, а также увеличение экспорта местной продукции с помощью онлайн-каналов. Например, текстильная продукция из КР успешно продается на российских маркетплейсах. Новый почтовый пункт на границе с КНР сделает китайский рынок еще более привлекательным для кыргызстанских продавцов», — считает Эмирлан Бейилбаев.

Каботажные перевозки по России

Грузоперевозчики из Кыргызстана, которые занимаются доставкой товаров в Россию, теперь могут на обратном пути брать попутные грузы для доставки по России. С 1 марта 2025 года вступило в силу Постановление правительства РФ, которое разрешает осуществление каботажных перевозок иностранными компаниями из стран, входящих в ЕАЭС. Однако существуют определенные ограничения: разрешено выполнять не более трех перевозок в течение семи календарных дней после завершения выгрузки международного груза.

К тому же, приказ Минтранса Российской Федерации, который определил порядок подачи заявок на такие перевозки и введет ответственность за его нарушения, начнет действовать только с 1 сентября 2025 года.

«Каботажные перевозки — хорошая возможность для кыргызстанских перевозчиков повысить маржинальность рейса. Однако пока остается много вопросов по их организации. Так, для каботажа по России необходимо предварительное уведомление Ространснадзора. В течение суток после получения заявки данное ведомство одобряет либо отклоняет перевозку. Важно, чтобы груз был действительно попутным — однако объективных критериев проверки этого факта нет. Кроме того, перечень документов указан в Приказе Минтранса РФ, который еще не вступил в силу. Скорее всего, на него следует ориентироваться уже сейчас», — уточняет Бейилбаев.

Цифровизация трансграничной торговли

Кыргызстан представил на площадке Всемирной торговой организации два проекта, нацеленных на оптимизацию трансграничной торговли. Первый направлен на создание инструментов, способствующих упрощению цифровой и устойчивой торговли в рамках транзитных коридоров.

На первом этапе проекта планируется собрать данные о существующих проблемах и недостатках инфраструктуры, которые мешают эффективным транзитным процедурам и обмену информацией по данным коридорам. Второй проект направлен на укрепление связей между Европейским союзом (ЕС) и Центральной Азией. Его цель — повышение операционной эффективности Транскаспийского транспортного коридора (ТКТК), а также содействие и помощь развивающимся странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю, в их интеграции в глобальные цепочки создания стоимости.

«Руководство Кыргызстана понимает важность развития трансграничной торговли для поддержки роста экономики Кыргызстана. Но что еще более важно, инструментами решения проблем и оптимизации процессов становятся цифровые технологии. Именно они могут стать драйверами развития логистики — не только международной, но и внутренней. Думаю, кыргызстанским компаниям стоит обратить внимание на этот сигнал — цифровизация грузоперевозок поддерживается на самом высоком уровне, а значит, уже становится трендом в развитии отрасли», — заключил директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости