

Увеличение экспорта на фоне растущих объемов промышленного производства, низкие показатели логистической эффективности Кыргызстана, расширение приграничной инфраструктуры — подробнее об этом в дайджесте новостей логистики в январе 2025 года.
Внешняя торговля растет
Объем внешней торговли Кыргызстана за 11 месяцев 2024 года достиг $14.6 млрд, при этом экспорт увеличился на 21.3%, а импорт снизился на 0.8%. Однако пока в общей структуре товарооборота преобладает импорт, на долю которого приходится 76.4%, доля экспорта составляет 23.6%. За этот же период объем взаимной торговли КР с государствами, входящими в ЕАЭС, достиг $4.5 млрд — на 9.1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Главные торговые партнеры — Россия (71.2% от общего объема) и Казахстан (26.9%).
«Рост экспорта можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, растет объем промышленного производства — за 2024 год он превысил 585 млрд сомов ($6.7 млрд), что на 5.6% больше, чем годом ранее. За год в стране открылось 150 промышленных предприятий. Во-вторых, экспорт в Россию вырос на 46% — именно это сотрудничество во многом повлияло на экспортные показатели», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
В Бишкеке построят таможенный центр
В Кыргызстане в окрестностях Бишкека состоялась закладка многофункционального логистического центра, специализирующегося на таможенных процедурах. Его площадь превысит 130 тысяч м², значительную часть займут склады. Их оснастят современными системами для поддержания температурного режима и холодильными установками, предназначенными для хранения продуктов питания, товаров с коротким сроком годности и медицинских препаратов. Инвестиции в проект составляют $21 млн. Его реализацией займется частная компания.
«В Кыргызстане планируется строительство ещё 20 крупных логистических центров в течение ближайших пяти лет, — отметил Эмирлан Бейилбаев. — В докладе Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируется, что объем грузоперевозок через Центральную Азию к 2030 году вырастет в 1.5 раза, достигнув 95 млн тонн. Чтобы значительная часть грузов шла через Кыргызстан, нашей стране нужно инвестировать в развитие транспортной и логистической инфраструктуры».
Расширение мощности погранпунктов
Российско-кыргызский фонд развития приступил к финансированию проекта строительства современного транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Кокчо-Коз» вдоль трассы Иркештам — Ош — Узбекистан. Фонд вложит в проект $3.5 млн, общий же объем инвестиций составит $12 млн. Логистический центр будет ежедневно обслуживать от 500 до 700 автотранспортных средств, предоставляя полный комплекс транспортно-логистических услуг, включая контроль и таможенное оформление грузов, а также их хранение. Это позволит не только систематизировать транспортно-логистические потоки на «Иркештаме», но и разгрузить таможенный пункт «Достук».
«В Кыргызстане в течение 2024 года все 14 пунктов пропуска на внешней границе ЕАЭС приведены в соответствие единым правилам союза. Это позволяет грузоперевозчикам и логистам всех стран «разговаривать на одном языке», то есть оперировать едиными понятиями и категориями. Новые ТЛЦ ускорят обработку грузов и позволят Кыргызстану стать более привлекательным партнером для контрагентов как из стран-участниц ЕАЭС, так и других государств — в первую очередь, Китая и ЕС», — говорит Эмирлан Бейилбаев.
Кыргызстан – на 128-м месте в рейтинге по эффективности логистики
Кыргызстан занял 128-е место из 139 в рейтинге эффективности логистики за 2024 год, по версии Всемирного банка. В 2023 году страна находилась на 123-й позиции с тем же индексом — 2.3. В Центральной Азии по этому показателю лидирует Казахстан, занявший 95-е место. Узбекистан на 107 месте, Таджикистан — на 124-ом. В тройке мировых лидеров Сингапур (4.3), Финляндия (4.2) и Германия (4.1). Индекс эффективности логистики выводится на основе шести показателей: эффективности таможенного контроля, качества транспортной инфраструктуры, уровня международных перевозок, качества логистических услуг, возможности отслеживания грузов и соблюдения сроков доставки.
«По всем шести критериям Кыргызстан получил примерно одинаковые баллы — от 2.2 до 2.4. Думаю, что базовый показатель, от которого зависят и все остальные, — это качество транспортной и логистической инфраструктуры. С учетом реализуемых проектов по строительству автомобильных дорог и логистических центров у нас есть все шансы серьезно подтянуться к следующему рейтингу, — говорит Эмирлан Бейилбаев. — Что касается отслеживания грузов, то в Кыргызстане есть инструменты для этого — например, экосистема ATI.SU. Однако освоение современных цифровых сервисов идет слишком медленно — участники рынка не привыкли пользоваться ими и предпочитают работать по старинке, с помощью звонков и таблиц. Но и в этой сфере ситуаций будет улучшаться — мы это видим по ежегодному росту количества пользователей Биржи грузоперевозок».