Как цифровизация логистики помогает Кыргызстану торговать со всем миром - мнение эксперта

Как цифровизация логистики помогает Кыргызстану торговать со всем миром - мнение эксперта
Photo by Tiry Nelson Gono / Unsplash

Логистика открывает широкие возможности по развитию бизнеса: запуска новых направлений, расширение пула партнеров, увеличения автопарки и продаж своих услуг. Но чтобы воспользоваться ситуацией, важно поработать над эффективностью бизнеса — снизить издержки, чтобы высвободить ресурсы для развития компании, снизить риски от сотрудничества с недобросовестными партнерами. Точек для оптимизации в логистике сегодня достаточно. О них Economist.kg рассказал Эмирлан Бейилбаев, директор представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU в Кыргызстане.

Перспективы рынка

Одно из наиболее востребованных международных направлений для перевозки грузов — это Китай. Импорт товаров из Китая в Кыргызстан в январе-августе 2023 года увеличился на 28.4% или на $2.65 млрд, составив $12 млрд, следует из данных Главного таможенного управления КНР. Можно ожидать, что 2023 год станет рекордным по импорту из Китая, перекрыв достижение 2022 года, когда поставки товаров из КНР в Кыргызстан выросли в 2.1 раза — до $15.34 млрд.

В целом, по данным международной биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозку грузов из других стран в Кыргызстан по итогам третьего квартала 2023 года выросло более чем в два раза. Экспортное направление показало рост на 20% за этот период. Так, международные перевозки становятся одной из зон роста для участников логистического рынка Кыргызстана.

Второй зоной роста становятся внутренние перевозки, обусловленные ростом онлайн-торговли. Так, объем рынка электронной коммерции Кыргызстана в 2023 году достигнет $480 млн, оценил глава кабмина Акылбек Жапаров в ходе Бишкекского международного форума (BIFF 2023). До 2027 года отрасль будет расти средними темпами в 13.6% в год.

Убираем слабое звено — посредников

На маржинальность бизнеса в сфере грузоперевозок существенное влияние оказывают посредники: это могут быть как отдельные диспетчеры, так и целые организации. Получив заказ на грузоперевозку, они передают его исполнителю, закладывая в стоимость доставки свою наценку, которая может составлять десятки процентов. Исключив посредников, грузоотправитель может существенно сэкономить, а исполнитель — одновременно больше заработать. 

Кроме того, наличие большого количества посредников в цепочке поставок может привести к путанице в документации и невозможности отследить движение транспортного средства. Возможна даже пропажа груза из-за мошенничества. Еще одним способом мошенничества является схема, когда посредник получает авансы за грузоперевозку сразу с нескольких компаний и исчезает. Пока в Кыргызстане эта проблема не стоит остро, но опыт других стран показывает, что определенные риски таких ситуаций исключать не стоит. Избавится от этих проблем можно, если минимизировать роль посредников в логистической цепочке и более тщательно отбирать исполнителей заказа. 

Как сделать логистику прозрачной 

Грузоотправители Кыргызстана уже ищут партнеров на цифровых биржах грузоперевозок. Они размещают свои заказы, используя возможности ИТ-сервисов для оценки контрагентов и формирования выгодной цены. Это позволяет повысить эффективность и прозрачность логистических процессов, которые основаны на автоматизации операций.

Современные ИТ-платформы имеют целую экосистему высокотехнологичных сервисов, позволяющих расширить их возможности, в том числе, работать напрямую с исполнителями грузоперевозок. Так, можно устраивать сквозные торги, в которых могут участвуют одновременно экспедиторы и перевозчики. При этом экспедиторские компании выставляют фиксированный процент за свои услуги. Благодаря этому формируется понятная цепочка участников перевозки: грузоотправитель – экспедитор – исполнитель. Цена услуги формируется из прозрачных данных, без лишних наценок посредника. Такие торги позволяют грузоотправителям экономить миллионы сомов в месяц. 

Современная логистическая платформа также помогает грузоотправителям определить наличие у контрагента реального автопарка. Информация об этом предоставляется самим перевозчиками, но при этом она проверяется сопоставлением с официальными данными. Если грузоперевозчик изменил свой автопарк или продал, то это почти сразу отражается в логистическом сервисе. Грузоотправитель сразу видит изменение статуса перевозчиков, а значит, риски мошенничества минимальны. В этой схеме есть плюсы и для автопарков, они подтверждают свой статус надежных партнеров с собственным транспортом.

Цифровые сервисы нужны для устойчивой экономики

Освоение технологий в Кыргызстане пока не успевает за стремительным развитием рынка грузоперевозок. Многими процессами в отрасли до сих пор управляют вручную, уровень автоматизации пока уступает таким высокотехнологичным сферам, как ритейл и финансы.

Однако, развитие грузоперевозок и дальнейшее встраивание Кыргызстана в глобальные транспортные маршруты делают цифровизацию отрасли необходимой. Появление на рынке экосистемы логистических ИТ-сервисов дает дополнительные возможности для оптимизации логистических затрат, отсеивания посредников и предоставления инструментов для оптимизации издержек.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Сельское хозяйство

Больше Сельское хозяйство

Поток грантов и кредитов

Больше Поток грантов и кредитов

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.