Обмен долга, обход санкций, совместный автозавод с Узбекистаном — самые популярные темы Economist.kg

Нашей уже традиционной рубрике обзоров материалов за неделю вполне справедливо требуется праздничное дополнение. В конце года все подводят итоги: политики, отраслевые эксперты, журналисты. Но в этом материале мы обратились к мнению наших читателей и представляем пять самых популярных тем, на которые Economist.kg писал в 2023 году.

Садыр Жапаров просит списать долги КР на экологию

Поиск внешних инвесторов для правительства и президента Кыргызстана – одна из ключевых задач. Глава государства, глава кабмина и другие чиновники не просто ищут, кому бы предложить реализовать в КР свои проекты, но и придумывают разные инструменты для привлечения средств.

В уходящем году одним из таких "новых" инструментов стал обмен внешнего долга Кыргызстана на реализацию "зеленых" проектов в экономике страны. В общих чертах схема выглядит следующим образом.

Кредитор Кыргызстана – другое государство или международный финансовый институт (фонд, банк или компания) списывают долг КР. А правительство обязуется вложить точно такую же сумму в реализацию экологичного проекта.

Кстати, подобная схема для Кыргызстана не нова. Ее используют в финансировании ипотечных программ ГИК - для этого Германия списала КР долг на €14.9 млн.

Что касается "зеленых" проектов, Кыргызстан в течение 2023 года обсуждал возможность конверсии долга с последующим вложением средств в экономику с представителями ФранцииГермании и Турции. А в конце сентября Садыр Жапаров выступил с этой идеей на Генассамблее ООН.

Под лупой Запада - не обходит ли Россия санкции через Кыргызстан?

Санкционное давление со стороны западных стран на Россию, одного из ключевых внешнеторговых партнеров Кыргызстана, в уходящем году затронуло и КР. Правда пока лишь на словах: неудобные вопросы, заявления и расследования. В основу большей части претензий дегла статистика по импорту и экспорту товаров в Кыргызстан и из него – в РФ.

Так, в начале августа о подозрениях в отношении Кыргызстана в содействии России в обходе санкций высказались Таможенная служба Финляндии. После нее свои опасения выразила Великобритания. А за ними – Швеция, чье правительство даже поручило Торгово-промышленной палате королевства изучить причины резкого роста экспорта в дружественные России страны.

Такое массовое внимание европейских стран к этой теме даже заставило министра иностранных дел КР Жээнбека Кулубаева опровергать обвинения западных журналистов в том, что республика стала перевалочным пунктом для "серого" импорта в РФ. Об этом глава ведомства заявил в интервью немецкому изданию Deutsche Welle.

Новая дорога из Алматы на Иссык-Куль

В 2023 году в Кыргызстане и Казахстане начали предметно обсуждать прокладку альтернативной дороги из Алматы на Иссык-Куль – минуя Бишкек. Это дорога должна стать частью экономического коридора между двумя странами, реализуемого в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Проект строительства автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль запланирован к реализации до 2030 года. Проект будет реализован по принципу ГЧП, и предполагает введение платного проезда - чтобы окупить затраты инвесторов.

Он предполагает три варианта реализации: западный, восточный и прямое прохождение.

  • Западный маршрут предполагается провести из Алматы в Чолпон-Ату через города Узынагаш и Кемин, а также перевал Новый Кастек (2461 метр высотой) или Масанчи (2308 метров).
  • Восточный вариант прохождения рассы начинается в Алматы и проходит через город Турген, плато Асы, долину реки Шилик, по тоннелю под Кунгей Алатау, Байсарскую долину и Ананьево.
  • Прямая трасса из Алматы в Чолпон-Ату может пройти через перевал Озерный (3.5 тысячи метров над уровнем моря), Чон-Кемин и тоннель Кунгей Алатау. Этот путь самый короткий – займет всего 1 час 40 минут.

Подробнее о разработках дороги из Алматы на Иссык-Куль можно прочесть в нашем материале.

Что будет выпускать Кыргызско-узбекский автозавод?

В начале года, во время визита в Кыргызстан президента Узбекистана Шавката Мириеева, стороны подписали соглашение о строительстве в КР совместного автозавода.

Практически сразу были озвучены главные производственные ориентиры: инвестиции на первом этапе $50 млн, выпуск в начале работы до 10 тысяч авто на основе крупноузловой сборки с последующим ростом до 30 тысяч машин в год. 

Завод планировали начать строить в июне, с тем, чтобы в сентябре запустить конвейер в работу. Одна в реализации проекта возник ряд сложностей, из-за чего старт производства перенесли на 2024 год.

Долгое время ни в Кыргызстане, ни в Узбекистане не раскрывали, что будут выпускать на савместном сборочном предприятии. Однако в августе гриф секретности со списка предполагаемых моделей сняли - с ним можно ознакомиться в этом материале.

А в конце осени главный куратор проекта в интервью Economist.kg подробнее рассказал о деталях совместного с Узбекистаном проекта.

Перенос Ошского рынка за пределы Бишкека

В 2023 году в мэрии Бишкека вновь вспомнили об идее перенести Ошский рынок за пределы столицы. В администрации города всерьез решили разобраться с транспортной ситуацией вокруг крупнейшей в столице торговой площадки. Муниципальные чиновники во всем винили машины, обслуживающие рынок (грузовые и такси), – они, дескать, зачастую скапливают на близлежащих улицах и в итоге становятся причиной заторов.

"На месте Ошского рынка после переноса будет общественное пространство. Скорее всего будет сквер, возможно социальный объект. Не исключено, что на этом месте будет поликлиника", - рассказал заместитель мэра Максатбек Сазыкулов.

В конце октября в мэрии даже представили общественности концепцию проекта. С ней можно ознакомиться в этом материале.