Обмен долга, обход санкций, совместный автозавод с Узбекистаном — самые популярные темы Economist.kg

Обмен долга, обход санкций, совместный автозавод с Узбекистаном — самые популярные темы Economist.kg

Нашей уже традиционной рубрике обзоров материалов за неделю вполне справедливо требуется праздничное дополнение. В конце года все подводят итоги: политики, отраслевые эксперты, журналисты. Но в этом материале мы обратились к мнению наших читателей и представляем пять самых популярных тем, на которые Economist.kg писал в 2023 году.

Садыр Жапаров просит списать долги КР на экологию

Поиск внешних инвесторов для правительства и президента Кыргызстана – одна из ключевых задач. Глава государства, глава кабмина и другие чиновники не просто ищут, кому бы предложить реализовать в КР свои проекты, но и придумывают разные инструменты для привлечения средств.

В уходящем году одним из таких "новых" инструментов стал обмен внешнего долга Кыргызстана на реализацию "зеленых" проектов в экономике страны. В общих чертах схема выглядит следующим образом.

Кредитор Кыргызстана – другое государство или международный финансовый институт (фонд, банк или компания) списывают долг КР. А правительство обязуется вложить точно такую же сумму в реализацию экологичного проекта.

Кстати, подобная схема для Кыргызстана не нова. Ее используют в финансировании ипотечных программ ГИК - для этого Германия списала КР долг на €14.9 млн.

Что касается "зеленых" проектов, Кыргызстан в течение 2023 года обсуждал возможность конверсии долга с последующим вложением средств в экономику с представителями ФранцииГермании и Турции. А в конце сентября Садыр Жапаров выступил с этой идеей на Генассамблее ООН.

Под лупой Запада - не обходит ли Россия санкции через Кыргызстан?

Санкционное давление со стороны западных стран на Россию, одного из ключевых внешнеторговых партнеров Кыргызстана, в уходящем году затронуло и КР. Правда пока лишь на словах: неудобные вопросы, заявления и расследования. В основу большей части претензий дегла статистика по импорту и экспорту товаров в Кыргызстан и из него – в РФ.

Так, в начале августа о подозрениях в отношении Кыргызстана в содействии России в обходе санкций высказались Таможенная служба Финляндии. После нее свои опасения выразила Великобритания. А за ними – Швеция, чье правительство даже поручило Торгово-промышленной палате королевства изучить причины резкого роста экспорта в дружественные России страны.

Такое массовое внимание европейских стран к этой теме даже заставило министра иностранных дел КР Жээнбека Кулубаева опровергать обвинения западных журналистов в том, что республика стала перевалочным пунктом для "серого" импорта в РФ. Об этом глава ведомства заявил в интервью немецкому изданию Deutsche Welle.

Новая дорога из Алматы на Иссык-Куль

В 2023 году в Кыргызстане и Казахстане начали предметно обсуждать прокладку альтернативной дороги из Алматы на Иссык-Куль – минуя Бишкек. Это дорога должна стать частью экономического коридора между двумя странами, реализуемого в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Проект строительства автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль запланирован к реализации до 2030 года. Проект будет реализован по принципу ГЧП, и предполагает введение платного проезда - чтобы окупить затраты инвесторов.

Он предполагает три варианта реализации: западный, восточный и прямое прохождение.

  • Западный маршрут предполагается провести из Алматы в Чолпон-Ату через города Узынагаш и Кемин, а также перевал Новый Кастек (2461 метр высотой) или Масанчи (2308 метров).
  • Восточный вариант прохождения рассы начинается в Алматы и проходит через город Турген, плато Асы, долину реки Шилик, по тоннелю под Кунгей Алатау, Байсарскую долину и Ананьево.
  • Прямая трасса из Алматы в Чолпон-Ату может пройти через перевал Озерный (3.5 тысячи метров над уровнем моря), Чон-Кемин и тоннель Кунгей Алатау. Этот путь самый короткий – займет всего 1 час 40 минут.

Подробнее о разработках дороги из Алматы на Иссык-Куль можно прочесть в нашем материале.

Что будет выпускать Кыргызско-узбекский автозавод?

В начале года, во время визита в Кыргызстан президента Узбекистана Шавката Мириеева, стороны подписали соглашение о строительстве в КР совместного автозавода.

Практически сразу были озвучены главные производственные ориентиры: инвестиции на первом этапе $50 млн, выпуск в начале работы до 10 тысяч авто на основе крупноузловой сборки с последующим ростом до 30 тысяч машин в год. 

Завод планировали начать строить в июне, с тем, чтобы в сентябре запустить конвейер в работу. Одна в реализации проекта возник ряд сложностей, из-за чего старт производства перенесли на 2024 год.

Долгое время ни в Кыргызстане, ни в Узбекистане не раскрывали, что будут выпускать на савместном сборочном предприятии. Однако в августе гриф секретности со списка предполагаемых моделей сняли - с ним можно ознакомиться в этом материале.

А в конце осени главный куратор проекта в интервью Economist.kg подробнее рассказал о деталях совместного с Узбекистаном проекта.

Перенос Ошского рынка за пределы Бишкека

В 2023 году в мэрии Бишкека вновь вспомнили об идее перенести Ошский рынок за пределы столицы. В администрации города всерьез решили разобраться с транспортной ситуацией вокруг крупнейшей в столице торговой площадки. Муниципальные чиновники во всем винили машины, обслуживающие рынок (грузовые и такси), – они, дескать, зачастую скапливают на близлежащих улицах и в итоге становятся причиной заторов.

"На месте Ошского рынка после переноса будет общественное пространство. Скорее всего будет сквер, возможно социальный объект. Не исключено, что на этом месте будет поликлиника", - рассказал заместитель мэра Максатбек Сазыкулов.

В конце октября в мэрии даже представили общественности концепцию проекта. С ней можно ознакомиться в этом материале.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.