Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Как уберечься от мошенников в соцсетях? Советы Нацбанка

Как уберечься от мошенников в соцсетях? Советы Нацбанка

Низкий уровень финансовой грамотности часто становится причиной того, что мошенникам удается обмануть своих жертв и выманить у них деньги. Для обмана они используют много способов. Какие виды финансового мошенничества существуют и как от них уберечься Economist.kg рассказали в Нацбанке.

Что такое финансовое мошенничество?

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения (в том числе электронного) путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.

Чтобы не стать жертвой мошенников пользователям надо иметь базовый навык распознавания обмана в соцсетях. Необходимо работать над повышением финансовой грамотности, киберграмотности и цифровой гигиены.

Типологии мошенничества в соцсетях:

Покупки и продажа в интернете:

Клиент размещает объявление о продаже товара, а мошенники звонят под предлогом покупки, узнают данные карты продавца (CVV, дата срока окончания, 3D secure, OTP, смс и.т.д). Далее они получают у продавца код подтверждения (якобы он нужен для зачисления) и списывают деньги с карты.

Есть и другой вариант этой схемы — использование подложного сервиса «безопасной сделки» в интернете. Клиент находит объявление о продаже товара или услуг. Переводит деньги, после получения средств мошенники перестают выходить на связь.

Покупки в интернете с подменой формы:

Эта схема распространена при покупках на различных сайтах объявлений. Мошенники не просят перевести деньги за товар, а отправляют клиенту ссылку с формой на оплату — она вызывает больше доверия. Используя уязвимости, мошенники подменяют название торговой точки. Клиент предполагает, что совершает покупку, но на самом деле переводит деньги на карту.

«Близкий человек попал в беду»:

В социальных сетях пишет родственник или друг. Он якобы попал в непростую ситуацию, в аварию, и ему срочно нужны деньги, также собирают денежные средства на операцию. Так действуют мошенники, взломав аккаунты.

Служба безопасности лжебанка:

Клиенту поступает телефонный звонок. Мошенники представляются службой безопасности банка, говорят, что зафиксирована попытка списания денег со счета клиента, выясняют данные карты и коды подтверждения и списывают деньги со счета.

Лотерея или опрос:

Клиент видит рекламу в интернете или рассылку, что можно получить вознаграждение, поучаствовав в лотерее или пройти опрос. Для этого нужно заполнить небольшую форму. Клиент вводит данные карты — мошенники списывают средства, либо получают данные для последующих попыток обмана.

«Безопасный счет»:

Поступает звонок от «службы безопасности», где сообщают, что произошла утечка данных и в ней замешаны сотрудники. Необходимо снять деньги через безопасный банкомат банка-партнера и перевести их на специальный страховочный счет.

Как обезопасить себя и близких от действий мошенничества

  • В Нацбанке предлагают при звонке от сотрудников банка и возникших подозрениях, прекратить разговор и перезвонить на официальные номера указанные в договорах или на официальных источниках;
  • никому не сообщать CVC-код и полные реквизиты карточки. Никто не может их запрашивать, даже сотрудники банка;
  • не сообщать кому-либо коды, приходящие от банка в смс, а также пароль и логин от онлайн-банкинга;
  • не сохранять пароль для входа в банковский аккаунт в браузере;
  • оплачивать покупки только на известных сайтах. Всегда проверяйте адрес в браузере;
  • внимательнее относиться к защите своих персональных данных. Чем сложнее мошенникам получить информацию о вас, тем меньше вероятность, что они смогут воспользоваться вашей банковской картой;
  • не переходить по неизвестным ссылкам и не перезванивать по сомнительным номерам. Лучше сверять адреса с доменными именами официальных сайтов организаций;
  • если приходит СМС о зачислении средств, а затем звонит якобы рассеянный человек, который по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС — не от вашего банка, а звонил злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги;
  • если пришло уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок опять же от «рассеянного» человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать вас на ненужный платный сервис;
  • не хранить данные карт на компьютере или в смартфоне;
  • если сообщают о каком-либо выигрыше или списании денег с карты и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты;
  • если сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую;
  • установите на компьютер антивирус — и себе, и родственникам.

Какие методы практической защиты предлагают в регуляторе

В НБКР предлагают при получении новых карт проверять отключена ли возможность проведения интернет платежей, если данная услуга не нужна. При интернет-платежах надо пополнять счет карты на ту сумму, которая необходима для покупки. Выставить лимиты для банковских карт (день, месяц и.т.д.).

При подозрении на несанкционированное списание денежных средств необходимо как можно скорее обратиться в банк и оставить запрос на блокировку карты до выяснения обстоятельств, после необходимо обратиться с заявлением в банк, с целью внутреннего расследования по инциденту. При выявлении несанкционированного списания и получения результатов внутреннего расследования банка необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Ad coverAd cover