Все недочеты законопроекта о 30-процентной госдоле в недропользовании

Все недочеты законопроекта о 30-процентной госдоле в недропользовании

Профильный комитет парламента рассматривает законопроект поправок в законы «О недрах» и «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» об обязательной 30-процентной госдоле в золоторудных компаниях. Бизнес-обмудсмен Робин Орд-Смит изучил документ и указал на ряд неясных моментов.

Так, например, текст законопроекта не объясняет, будет ли он иметь обратное действие — коснется ли он недропользователей, уже получивших лицензии. «Очевидно, что согласно ряду норм законодательства, закон не имеет обратной силы, однако, тем не менее, такой вопрос тревожит некоторых бизнесменов», — говорится в комментарии бизнес-омбудсмена.

Кроме того, неясно, как государство будет входить в состав юридического лица: будет ли государство выкупать долю или ее будут передавать безвозмездно. Законопроект не содержит четких норм.

«Согласно законопроекту, документ будет регулировать вопрос пользования крупными и средними месторождениями золота. В то же время не ясен принцип классификации размеров месторождений», — отметил Орд-Смит, добавив, что это создаст возможности для субъективной трактовки.

Он сообщил, что также не совсем понятен механизм раздела прибыли, в частности, каким именно образом будет определяться пропорция, правом на которую будет обладать государство. «Норма о том, что соответствующая доля государства должна составлять не менее 30%, подразумевает, что доля может быть и выше, что несет в себе дополнительные риски для инвесторов», — считает бизнес-омбудсмен.

Процедурные «вопросы»

Орд-Смит опасается, что процедуры общественного обсуждения при рассмотрении законопроекта были проведены ненадлежащим образом. Так, законопроект был опубликован для общественного обсуждения 4 декабря 2019 года. Учитывая, что с указанного времени в него были внесены значительные поправки, законопроект, принятый в первом и во втором чтениях, существенно отличается от опубликованного в 2019 году.

Кроме того, по мнению бизнес-омбудсмена, процесс принятия подобных законопроектов требует не только обязательного проведения анализа регулятивного воздействия, но и разумного срока для предложений и замечаний всех заинтересованных лиц.
В связи с этим, возможно, следует провести по нему парламентские слушания, считает он.

Риски для инвестиционного климата

Лучшие примеры международной практики
регулирования недропользования предполагают не прямое вхождение государства в частные компании и получение их прибыли, а справедливое и предсказуемое налогообложение, отметил бизнес-омбудсмен.

«Данный законопроект в случае вступления в силу имеет
потенциальные риски для инвестиционного климата и международной репутации КР. Рекомендую рассмотреть возможность вернуться к процедуре второго чтения законопроекта для устранения возникших в нем пробелов и неясностей в соответствии со статьей 59 регламента ЖК КР», — добавил он.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.