Депутат Мамашова инициировала отмену открытого согласия КР к международным арбитражам по искам инвесторов

Депутат Мамашова инициировала отмену открытого согласия КР к международным арбитражам по искам инвесторов

Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата Мекен» Айсулуу Мамашова предложила отменить норму в законе «Об инвестициях в КР», по которой закрепляется принцип предварительного открытого согласия Кыргызстана к международным арбитражам по искам инвесторов.

Ссылаясь на практику «многих стран, включая страны Центральной Азии», Мамашова указывает, что споры с инвесторами должны решаться в национальных судебных органах и только в случае письменного согласия сторон спор можно передавать в международные инстанции.

Законопроект с соответствующими поправками в закон «Об инвестициях в КР» сегодня, 3 февраля, вынесен депутатом Мамашовойна на общественное обсуждение на сайте Жогорку Кенеша.

Как указано в справке-обосновании к законопроекту Мамашовой, анализ арбитражных дел против Кыргызстана в 2015-2019 годы показывает системную тенденцию, когда фактически ни в одном из инициированных исков кыргызская сторона не смогла успешно оспорить юрисдикцию трибунала.

«Одной из основных причин такой тенденции являются некоторые положения закона «Об инвестициях в КР», в частности пункт 2 статьи 18, где закрепляется принцип предварительного открытого согласия КР к арбитражам, то есть фактически предварительный абсолютный отказ от суверенного иммунитета», – указывает Мамашова.

По данным депутата, в практике многих стран, включая страны Центральной Азии, есть требование того, чтобы любой спор с инвестором разрешался в национальных судебных органах, и только в случае письменного согласия сторон спор может быть передан в международные инстанции.

Мамашова отмечает, что в арбитражных исках против КР истцы чаще всего утверждают, что они не нуждаются в согласии КР на арбитражное разбирательство, так как государство уже согласилось на арбитражное разбирательство в соответствии с вышеуказанной нормой закона.

«Таким образом, Кыргызстан лишается права к оспариванию юрисдикции, так как содержание пункт 2 статьи 18 закона «Об инвестициях в КР» по своему смыслу и толкованию содержит постоянное и открытое предложение и согласие к проведению арбитражного разбирательства (по направлениям МЦУИС и ЮНСИТРАЛ)», – сообщила парламентарий.

Следующим шагом в этом направлении, по мнению депутата, должно стать изучение действующих двусторонних инвестиционных договоров на предмет указанной проблематики.

«Важно, чтобы «открытость к арбитражу» обеспечивалась не односторонне – не только через лишение КР юрисдикционной защиты и снижение уровня суверенного иммунитета, так как это создает платформу для массовых арбитражных исков от инвесторов (в том числе и от недобросовестных инвесторов), и негативный эффект от этого может даже превышать возможные выгоды от того количества инвестиций, которые реально были вложены в экономику страны», – заключила депутат Мамашова.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.