Дефицит бюджета, реэкспорт и инфляция: МВФ представил отчет по экономике Кыргызстана

Илона Ахматова
Дефицит бюджета, реэкспорт и инфляция: МВФ представил отчет по экономике Кыргызстана

Международный валютный фонд (МВФ) подвел итоги ежегодной миссии в Кыргызстан, проходившей с 12 по 26 марта 2025 года. Делегация фонда завершила визит публикацией заключительного заявления — документа с предварительной оценкой состояния экономики, фискальной и монетарной политики, а также рисков и структурных вызовов.

Редакция Economist.kg представляет основные выводы и рекомендации МВФ: что происходит с бюджетом, инфляцией и золотыми резервами, а также почему МВФ призывает сократить трансферы прибыли Нацбанка в бюджет.

Экономическая ситуация, перспективы и риски

Несмотря на высокую внешнюю неопределенность, с 2022 года экономика КР стабильно росла на уровне около 9% в год. Этому способствовали оживление торговли, рост капитала и приток рабочей силы, а также активное участие государства в строительстве. Инфляционный всплеск после пандемии удалось сдержать, а уровень госдолга снизился почти вдвое: с 64% ВВП в 2020 году до 36.5% в 2024 году. На этом фоне ВВП на душу населения практически удвоился, а показатели бедности и безработицы пошли вниз.

Тем не менее, дефицит текущего счета по итогам 2024 года остается значительным — 30.7% от ВВП. Однако большая часть этой суммы (около 23% ВВП) связана с незарегистрированным реэкспортом товаров, ввезенных из-за пределов ЕАЭС. С учетом этой «теневой» торговли экспорт вырос почти на 40%, в то время как фактический дефицит текущего счета составляет около 8% от ВВП.

В 2025 году МВФ ожидает замедление роста экономики до менее чем 7%, а в среднесрочной перспективе — до 5.25%. Это связано с постепенной нормализацией объемов реэкспорта. При взвешенной денежно-кредитной политике инфляция, по прогнозу фонда, останется стабильной, а дефицит счета текущих операций — в пределах 6–7% ВВП. Влияние на эти показатели окажут крупные инвестиционные проекты: строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 и железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Они же расширят фискальный дефицит, но при этом не выведут госдолг за пределы допустимого уровня за счет устойчивого роста экономики.

Риски остаются значительными. В их числе — геополитическая неопределенность, ужесточение санкций против России, возможное снижение цен на золото, рост цен на нефть, киберугрозы и экстремальные погодные условия. Замедление российской экономики может ударить по объему переводов и повысить бедность. С другой стороны, окончание войны в Украине способно дать импульс российскому рынку, укрепить рубль и повысить спрос на кыргызстанских трудовых мигрантов — а это поддержит внутреннее потребление и повысит инфляционное давление.

По мнению МВФ, текущая благоприятная ситуация — шанс для Кыргызстана укрепить защитные механизмы и продвинуться в структурных реформах в пользу роста, движимого частным сектором.

Бюджетно-налоговая политика

По оценке МВФ, с профицита бюджета в 1.9% от ВВП в 2024 году Кыргызстан уйдет в дефицит на уровне 3.4% от ВВП в 2025 году. В среднесрочной перспективе показатель останется на уровне около 3% ВВП.

Среди причин — снижение налоговых поступлений. Уже в 2025 году они сократятся примерно на 1% ВВП, а к 2030 году — еще на 0.7%. Это связано с падением доходов от НДС на импорт и торговых пошлин на фоне замедления внешней торговли. Одновременно вырастут капитальные расходы: в 2025 году — на 1.6% ВВП за счет крупных инфраструктурных проектов, которые пока не отражены в бюджете. В среднесрочной перспективе эти траты сократятся.

МВФ рекомендует властям КР аккуратнее подходить к заимствованиям на внешних коммерческих рынках и тщательнее расставлять приоритеты в расходах. Снижение дефицита, по мнению фонда, поможет укрепить фискальные буферы, снизить давление на инфляцию и повысить устойчивость к шокам.

Вместе с тем, у Кыргызстана есть потенциал для расширения фискального пространства. МВФ предлагает пересмотреть налоговые льготы по НДС и специальные режимы, сделать подоходный налог более прогрессивным, усилить администрирование и направлять в бюджет все чистые доходы от «Кумтора».

С точки зрения расходов, фонд советует ограничить рост зарплат в госсекторе, урезать субсидии на энергетику, повысить эффективность адресной помощи и усилить контроль за инвестициями из бюджета.

Денежно-кредитная и валютная политика

МВФ рекомендует Нацбанку КР придерживаться политики и удерживать инфляцию на уровне 5–7%. После минимума в 3.8% в августе 2024 года инфляция снова выросла — до 7% в феврале 2025 года. На фоне роста ВВП, увеличения кредитования и реальных зарплат, а также запланированных фискальных стимулов, на экономику нарастает устойчивое давление со стороны спроса. Это, по мнению фонда, требует готовности к ужесточению политики — включая повышение ставок и ограничение ликвидности.

Для повышения эффективности инструментов МВФ предлагает отменить потолки ставок по нотам НБКР, удлинить сроки операций, сократить льготное кредитование через госбанки и улучшить управление ликвидностью. Миссия поддерживает решение Нацбанка прекратить закупку золота на внутреннем рынке — это поможет избежать избыточной ликвидности. Также фонд рекомендует конвертировать часть немонетарного золота в монетарное, а валютный курс сделать более гибким. Все это повысит устойчивость экономики к внешним шокам.

Фонд отдельно акцентирует на важности институциональной независимости Нацбанка. Продажа банка «Керемет» и постепенный выход из Гарантийного фонда — шаги в правильном направлении.

«Однако регулярные трансферы прибыли НБКР в бюджет при дефиците его собственного капитала вызывают тревогу. Такая практика усиливает инфляционное давление, размывает доверие к институту и может сместить фокус Нацбанка с основной цели — ценовой стабильности — на получение доходов. МВФ настоятельно рекомендует прекратить подобную практику и соблюдать нормы закона о капитале НБКР», – говорится в отчете,

Вопросы регулирования цифровых активов, по мнению фонда, требуют дополнительного анализа. Цифровой сом может расширить доступ к финансовым услугам, но его запуск должен сопровождаться жесткими регуляторными рамками и мерами кибербезопасности. При этом признание криптоактивов законным средством платежа должно быть исключено — ради сохранения денежного суверенитета.

Финансовый сектор

Системных угроз для финансовой стабильности Кыргызстана на данный момент нет, однако МВФ подчеркивает: надзорным органам необходимо сохранять повышенное внимание. Банковский сектор в целом устойчив — достаточный уровень капитала и ликвидности сохраняется. Но тревожный сигнал — доля проблемных кредитов: она превышает 10% от общего объема портфеля, что указывает на наличие отдельных уязвимостей.

Несмотря на высокие процентные ставки, потребительское кредитование продолжает расти. Чтобы минимизировать возможные риски, фонд рекомендует ввести контрциклические буферы, ограничить соотношение кредита к залогу и ужесточить требования к ликвидности.

Структурные реформы

Чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, Кыргызстану нужно повысить эффективность госсектора, развить конкуренцию и модернизировать рынок труда. МВФ особенно отмечает Антикоррупционную стратегию на 2025–2030 годы: при условии качественной реализации эта стратегия может стать прочной основой для устойчивого развития.

Фонд также призывает срочно разработать стратегию по госпредприятиям: определить, какие из них необходимо сохранить, а какие — приватизировать, причем через прозрачные и конкурентные процедуры. Верховенство права, защита частной собственности, отказ от госмонополий и развитие честной конкуренции — это критические условия для привлечения инвестиций и стимулирования инноваций.

Наконец, фонд обращает внимание на необходимость инвестиций в устойчивую энергетику, инфраструктуру, здравоохранение и образование. Эти вложения критичны не только для качества жизни, но и для устойчивости экономики перед лицом климатических рисков.

Заключение

Оценка МВФ показывает: макроэкономическая ситуация в Кыргызстане остается стабильной, но требует осторожного управления. Стране предстоит пройти период замедления роста на фоне снижения реэкспортных потоков и роста бюджетных расходов. В этих условиях критично сохранить фискальную устойчивость, не допуская чрезмерного заимствования и давления на инфляцию.

Фонд подчеркивает необходимость структурных реформ: сокращения неэффективных расходов, отказа от фискальных практик, подрывающих независимость Нацбанка, и создания условий для роста, движимого частным сектором.

У Кыргызстана есть пространство для маневра — вопрос в том, насколько эффективно оно будет использовано.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости