Ad coverAd cover
Economist logo
Деньги

Три главных таможенных терминала в КР контролируют семьи Абдукадыр и Матроимовых — расследование OCCRP, Kloop, «Азаттык» и Bellingcat

Три главных таможенных терминала в КР контролируют семьи Абдукадыр и Матроимовых — расследование OCCRP, Kloop, «Азаттык» и Bellingcat

Три ключевых таможенных терминала в Кыргызстане полностью контролируются двумя могущественными центральноазиатскими семьям — семьей Абдукадыр и семьей Матраимовых. Новое расследование о работе данных терминалах опубликовали журналисты OCCRP (Центра по исследованию коррупции и организованной преступности), кыргызского издания Kloop, «Радио Азаттык» и специализирующееся на журналистских расследованиях издание Bellingcat.

В расследовании журналистов указывается, что этими тремя таможенными терминалами управляют две семьи через доверенных лиц. Некоторые из этих людей были родными Матраимовых. Другие были подставными лицами, они могли не иметь опыта в бизнесе, зато оказывались профессиональными бойцами MMA или сотрудниками правоохранительных органов. Когда журналисты обратились к борцу Кылычбеку Саркарбаеву, владеющему одной из трех компаний, он казался растерянным. «Я не работаю, — сказал он. — Я просто бездельник».

Все три терминала стали единственной опцией для грузовиков, которые привозят товары из Китая в Кыргызстан. Люди из сферы грузоперевозок говорят, что взятка и другие незаконные практики — это ежедневные явления в этих терминалах, и многие указывают на родных Матраимова как на организаторов схемы.

«Кроме того что они обеспечивают сверхприбыльный поток законного и не очень законного дохода, эти таможенные терминалы также приносят выгоду компании «Абу-Сахий» — это одна из важнейших компаний семьи Абдукадыр, которая, согласно предыдущим расследованиям, была задействована в целом ряде махинаций на таможне. Одним из терминалов на юге Кыргызстана может почти эксклюзивно пользоваться только «Абу-Сахий», — сказано в расследовании.

Таможенный терминал «Юнилаб» на севере КР

Новый таможенный терминал «Юнилаб» в окрестностях Канта, как пишут журналисты, стал подконтрольным кланам в ноябре 2016 года, когда предыдущий инвестор из-за давления продал компанию. Двое мужчин, борец и сотрудник милиции, которые изначально возглавили терминал после продажи, продержались в учредителях всего семь недель. С одним из них журналисты не смогли связаться, а другой сказал, что никак не связан с компанией.

После них «Юнилаб» оказался в руках двух других мужчин, один из которых был связан с семьей Абдукадыр. Другой был похож на подставное лицо без каких-либо следов в открытых источниках и признаков опыта в бизнесе.

Новые лидеры «Юнилаба»

Съездбек Кошоев:

Временный совладелец «Юнилаба» в ноябре и некоторое время в декабре 2016 года, Кошоев больше известен как профессиональный борец. Отсутствие каких-либо публичных сведений о работе в сфере логистики и содержание его соцсетей указывают, что он, скорее всего, был подставным лицом. В Facebook, Instagram и российской соцсети «Одноклассники» он дружит с другими людьми из окружения семей Матраимовых и Абдукадыр — например, с Нурбеком Керимбековым, директором «Тарим Транс», важной торговой компании в сети Абдукадыров. Керимбеков также часто представляет интересы Матраимовых.

В 2019 году Кошоев снова стал совладцельцем «Юнилаба», на этот раз в качестве владельца компании-собственника.

С Кошоевым не удалось связаться для комментария.

Талантбек Сарбагышев:

Как и Кошоев, Сарбагышев был совладельцем «Юнилаба» немногим меньше двух месяцев. В то время он был офицером милиции.

Три источника, имена которых не раскрываются из соображений безопасности, предполагают, что Сарбагышев связан с Камчы Кольбаевым, известной фигурой в кыргызском криминальном мире. Убитый в прошлом году в Стамбуле бизнесмен Айеркен Саймаити, который рассказал журналистам, что отмывал деньги семьи Абдукадыр, утверждал, что Кольбаев в свою очередь имел связи с Матраимовыми и Абдукадырами.

Адвокат семьи Матраимовых и представитель Искендера Матраимова не стали отвечать на прямой вопрос связях семьи с Кольбаевым.

В конце 2018 года Сарбагышев стал мэром Чолпон-Аты, курортного города на берегу озера Иссык-Куль, где базируется Кольбаев. Сарбагышев получил свою должность после вступления в местную политическую партию, которая считается аффилированной с Кольбаевым. Теперь Сарбагышев баллотируется в парламент от партии «Мекеним Кыргызстан», которую также связывают с Матраимовыми.

В разговоре с журналистами Сарбагышев не стал отрицать знакомства Кольбаевым: «Я рос в одном городе со всеми… хорошими людьми, — сказал он. — Что, разве они не люди?» Также он сказал, что не имеет отношения к «Юнилабу».

Тынарбек Жаманкулов (через «Фаст Карго»):

В декабре 2016 года компания «Фаст Карго», созданная менее чем за три месяца до этого, стала совладельцем «Юнилаба». Владелец компании Тынарбек Жаманкулов владеет 40-процентной долей в «Тарим Транс», кыргызской торговой компании семьи Абдукадыр. Его аккаунты в соцсетях показывают, как он проводит время с другими людьми из окружения Матраимовых и Абдукадыров.

В июне 2019 года Жаманкулов передал свою долю в «Фаст Карго» Съездбеку Кошоеву.

Жаманкулов оказался недоступен для комментария. Женщина, которая ответила вместо него на звонок, сказала, что она юристка, которая зарегистрировала несколько компаний, включая «Фаст Карго».

Талантбек Туркменов:

О Туркменове, сыне главного инженера Ошской ТЭЦ, известно мало. Через отца связаться с ним для комментария не удалось.

Таможенный терминал «Мега Логистик» на юге КР

Данный таможенный терминал является одним из главных для крупнейшего игрока на рынке грузоперевозок юга Кыргызстана – компании «Абу Сахий», которая является целой торговой империей, основанной семьей Абдукадыр, говорится в журналистском расследовании. Этот бизнес, состоящий из множества китайских, кыргызских и узбекских компаний, перевозит товары между Кашгаром и Ташкентом.

Въезжая в Кыргызстан из Китая, грузовики «Абу Сахия» — и почти во всех случаях только они — затем останавливаются в частном терминале прямо на границе с Узбекистаном. Управляет им компания «Мега Логистик». На этом терминале, который люди из сферы грузоперевозок называют просто «Абу Сахий», товары из Китая разгружают, а затем загружают в другие грузовики и отправляют в Узбекистан.

Согласно документам, этот терминал был основан мужчиной с адресом в Кара-Суйском районе, которому на тот момент был 21 год. (Когда журналисты позвонили по номеру, связанному с этим человеком, взявший трубку мужчина сказал, что это не он, и попросил больше ему не звонить.) Но земля, на которой находится терминал компании «Мега Логистик», частично принадлежит двум людям, тесно связанным с семьей Матраимовых и их бизнесом.

За кем прячется «Мега Логистик»

Нурбек Керимбеков

Керимбеков увлекается боевыми искусствами, борьбой и конным спортом. Согласно сообщениям в СМИ и информации от источников в сфере перевозок, он өкүл бала («посажёный сын») Алмазбека Арстанбаева, бизнесмена, который, в свою очередь, приходится посажёным сыном Раимбеку Матраимову. Более того, Керимбеков — кандидат в депутаты от партии «Мекеним Кыргызстан», которая считается политическим крылом семьи Матраимовых.

Керимбеков также тесно связан с семьей Абдукадыр — он гендиректор «Тарим Транс», компании, которая управляет всем транспортным бизнесом «Абу Сахий» в Кыргызстане. Когда с началом пандемии коронавируса «Абу Сахий» пожертвовал Ошской обладминистрации более полумиллиона долларов на медицинское оборудование, именно Керимбеков передавал помощь на официальной церемонии от лица компании.

Керимбеков оказался недоступным для комментария.

Нурланбек Алимбеков

Алимбеков, депутат одного из айыльных кенешей (сельсоветов) в Ошской области, был возможным посредником в одном из самых крупных приобретений Матраимовых. В 2016 году он купил в Оше участок земли, затем разделил его на две части и продал обе Чинаре Матраимовой, сестре Раимбека. В апреле 2019 года она заключила соглашение со строительной компанией «Ихлас», которая строит на этой территории 14-этажный многоквартирный дом и торгово-развлекательный центр «Ош Плаза».

Алимбеков оказался недоступен для комментария.

Таможенный терминал в Кара-Суу на юге КР

Этим терминалом, расположенным на территории мукомольного комбината советских времен, раньше управляла компания приближенных бывшего президента Курманбека Бакиева, которого свергли в ходе революции 2010 года. Теперь этой же управляющей компанией владеют люди Матраимовых, пишут журналисты.

Реестры показывают, что смена произошла, когда Раимбек Матраимов покорял карьерную лестницу Таможенной службы, и характер этой операции заставляет подозревать как минимум конфликт интересов.

Сейчас терминалом управляет компания «АвтоЭкспресс Инвест», ее владельцем в июне 2019 года стал молодой человек по имени Кубатбек Калыбеков, который во многих постах в соцсетях виден в компании людей Матраимова. Тогда же директором компании стал Бактыбек Каналиев, бывший вице-спикер Ошского горкенеша. Сейчас он кандидат в депутаты парламента от партии «Мекеним Кыргызстан».

«Спасите нас от приближенных Раимбека Матраимова»

В 2018 году группа бизнесменов, работающих в сфере грузоперевозок, написала совместное письмо. В нем они просили президента, спикера парламента и премьер-министра заняться проблемой, из-за которой, по их словам, им стало невероятно сложно заниматься бизнесом.

«А также просим вас спасти нас от так называемого «несменяемого хана кыргызской таможни, с красной книгой кыргызской таможни на руках» Р.Матраимова и его кадров, беспрекословно выполняющих коррупционную схему на кыргызской таможне», — говорится в заключении 11-страничного письма.

В основной части текста детально рассказывалось о коррупции, которую творят «преданные Раиму Матраимову люди» на двух терминалах, связанных с семьей. Бизнесмены пожаловались на то, что целый ряд госслужащих — и в письме был приведен список более чем из десяти имен — был восстановлен в должностях, хотя изначально они их лишились в свете увольнения Раимбека Матраимова.

Бизнесмены рассказали в письме о том, как грузоперевозчиков, не связанных с Матраимовыми, заставляют платить большие взятки под разными предлогами, иногда они доходили до 4000 долларов с грузовика только за то, чтобы он мог проехать кыргызско-узбекскую границу.

Все это, говорилось в письме, помогло родственникам Матраимовых заработать огромное количество грязных денег.

«Мы, бизнесмены, работаем днем и ночью, и можем позволить себе самое большее квартиру в многоэтажном доме. Тогда как молодые ребята, кадры Р. Матраимова, исполнители его коррупционной схемы (лет 30-35) живут в трехэтажных домах, ездят на дорогих внедорожниках, лексусах, — говорится в письме. — Эти люди работают всего каких-то три-четыре годы, и мы знаем из каких финансовых источников они делают деньги».

Источники в индустрии грузоперевозок описали целый ряд преимуществ, которые получают компании, имеющие связи с Раимбеком Матраимовым. Помимо других схем, таможенники разрешают декларировать дорогой товар как дешевый, чтобы получать более высокую прибыль. Товары, которые везут в Таджикистан независимые грузоперевозчики, «проходят самую тщательную проверку и полностью выгружаются из грузовиков», а затем «лежат на таможенных постах неделями, а то и месяцами», пока не будет уплачена взятка. В то же время товары связанных с Раимбеком Матраимовым компаний «проходят проверку без разгрузки, а таможенные печати на их грузовиках даже не вскрывают».

Как сказано в письме бизнесменов, в результате этих преференций компании, связанные с Матраимовыми, доставляют товары в Кыргызстан намного быстрее и с меньшими затратами.

Несколько раз в письме упоминаются перевозчики, связанные с членами семьи Матраимовых: «грузовые компании Русланбека Матраимова, названного сына Раима Матраимова по имени Алмаз (Алмазбек Арстанбаев), который контролирует Кара-Суйский терминал».

Журналисты нашли несколько грузовых компаний, которые принадлежат семье Матраимовых или связаны с ними. Среди них «Делюкс Транс», которой когда-то владел Русланбек Матраимов, и группа компаний Байбото, принадлежавших Алмазбеку Арстанбаеву.

Но единственная связанная с Матраимовыми компания, название которой упоминается в письме, — это «Абу Сахий», принадлежащая семье Абдукадыр. Она специализируется на транзите товаров. Китайские товары, которые везут через Кыргызстан в Узбекистан, «разрешается перевозить только через Абу Сахий компанию, аффилированную с (Матраимовым), — говорится в письме. — Иными словами, другим бизнесменам перевозить грузы в Узбекистан не позволено».

И это описание не похоже на преувеличение. В июне 2020 года кыргызские дальнобойщики устроили протест против того, что только грузовикам «Абу Сахий» разрешалось проезжать через погранпункт Иркештам.

Говоривший от имени водителей Исабай Сулайманов сказал журналистам OCCRP, что «90 процентов груза [из Китая на кыргызско-узбекскую границу] возит компания «Тарим Транс»», которая представляет кыргызскую часть бизнес-империи «Абу Сахий».

«Куда бы мы не ходили, везде защищаются интересы «Абу-Сахий», – сказал он. – Нашему прохождению через границу стопроцентно препятствует «Абу-Сахий»».
«Они забрали хлеб у стольких людей», — добавил еще один водитель.
Ad coverAd cover