С 1 мая в Узбекистане повысят утильсбор для частных импортеров электромобилей

С 1 мая 2025 года в Узбекистане вступит в силу постановление, увеличивающее утилизационный сбор для частных импортеров и «серых» дилеров, ввозящих электромобили. В то же время локальные автопроизводители, такие как BYD Uzbekistan Factory, освобождены от этого платежа на ближайшие 5 лет. Об этом пишет «Курсив».
Отмечается, что постановление, принятое 31 января без предварительного обсуждения, затронет частных поставщиков, завозящих китайские электромобили. По данным местных СМИ, для автомобилей младше трех лет утильсбор вырастет в четыре раза — до 45 млн сумов (примерно $3.4 тысячи).
При этом крупные локальные заводы получили полное освобождение от утильсбора вплоть до 2030 года. Как пишет «Курсив», их автомобили уже сейчас стоят на 15–20% дороже, чем у частных импортеров.
Отмечается, что новые ограничения не затронут PHEV-гибриды (подзаряжаемые гибридные авто), что может усилить позиции таких предприятий, как ADM Jizzakh.
Власти объясняют повышение утильсбора необходимостью улучшения экологической безопасности и финансирования переработки старых батарей. Однако критики считают, что настоящая цель инициативы — усиление позиций крупных производителей за счет ограничения конкуренции.
Ожидается, что стоимость китайских электромобилей в стране существенно вырастет, а частные компании столкнутся с новыми барьерами для ведения бизнеса.
Добавим, что с 16 августа 2024 года в Кыргызстане вступил в силу закон об утилизационном сборе на масла, батареи, аккумуляторы и другие комплектующие автомобилей и техники.