Будущая дорога на Иссык-Куль может оказаться под казахстанской юрисдикцией — СМИ

Будущая дорога на Иссык-Куль может оказаться под казахстанской юрисдикцией — СМИ

Автомобильная дорога "Алматы — Иссык-Куль" может оказаться под юрисдикцией Казахстана. Такое предположение в интервью казахстанскому порталу Caravan.kz высказал глава представительства Азиатского банка развития (АБР) в РК Нариман Маннапбеков.

"Мы закончили несколько экспертиз и в 2018 году предложили три варианта маршрута. Самый оптимальный был выбран через Узунагаш, Кастек и далее через ущелье на село Кабанбай батыр с выходом на город Кемин. После этого предложили правительствам реальный проект дороги. В 2019 году провели юридический скрининг, получили хороший отклик от министерств транспорта двух стран, — рассказал глава офиса банка в РК. — Также мы увидели заинтересованность по развитию придорожной инфраструктуры и туризма".

По данным издания, эксперты АБР провели три анализа – экономический, юридический и финансовый. В мае этого года банк провел в Бишкеке встречу совместной группы. Было решено показать участок предлагаемой дороги Алматы – Иссык-Куль. Группа представителей проехала от Узунагаша до Кастека, Каракемина и села Кабанбай батыр. Участок просмотрели и проект в целом был устно одобрен. Кроме непосредственной цели – дороги, оказалось, что проект будет полезен и для освоения земель Алматинской области, которые сейчас почти недоступны. По словам экспертов, здесь очень высокий потенциал туризма: очень мягкий климат, ветров почти нет. Некоторые ущелья очень легко использовать для экотуризма, чего не скажешь о горной местности, которая лежит чуть дальше от границы Кыргызстана.

"АБР очень настороженно и скрупулезно относится ко всем потенциальным моментам обеспокоенности сообщества и гражданского общества. Именно поэтому мы стараемся проводить консультации. Мы уже дважды консультировались с природоохранными организациями. И по их результатам мы пришли к заключению, что это наименее затрагивающий экологию маршрут, — уверен Нариман Маннапбеков. — На сегодня у нас есть определенный уровень оптимизма, и мы двигаемся в том направлении, когда выгодоприобретателями станут оба государства и их граждане".

Caravan.kz отмечает, что проект вышел на стадию завершения стоимостного анализа. В ближайшей перспективе независимые эксперты проведут сравнительный анализ для того, чтобы две стороны приступили к обсуждению модели реализации проекта, сроков строительства и стоимость проекта. Также АБР представил сторонам анализ будущего влияния проекта на экономику. В ближайшее время эта работу будет сделана и представлена на встречах в Астане и Бишкеке на уровне министерств транспорта. После этого две стороны организуют встречу и обсудят полученные результаты.

Протяженность предлагаемой дороги Алматы — Чолпон-Ата 260 км. Считается, что это расстояние легковой автомобиль может проехать буквально за 2-2.5 часа. Сокращение времени в пути и повышение комфорта для отдыхающих – это два основных параметра, ради которого дорога и задумывается. Однако все это будет зависеть от решения будущего заказчика дороги. Какой конкретно будет дорога, какие автомобили смогут по ней передвигаться и на какой скорости, будет зависеть от дизайна, который задаст заказчик.

"Организаторам таких проектов мы задаем несколько вопросов. Например: как вы видите, этот проект будет государственный или частный?  Или ГЧП. Оба государства сказали, что предпочтительно будет в форме ГЧП, правительство Кыргызстана — потому, что не хотят брать внешние заимствования. Казахское согласилось с мнением, что эта дорога должна сама себя окупать. То есть возникает плата за дорогу. И именно исходя из первого такого разговора мы сказали, что возникает вопрос: какая юридическая база? Законодательство какой страны будет использовано? Мы сразу сказали, что, если они хотят независимого мнения, то есть опыт подобных проектов в Азии. Исходя из этого надо вспомнить, что 90% маршрута пролегает по территории Казахстана. Остальные 10% — по кыргызской территории. Исходя из этого, наверное, есть резон использовать законодательство Казахстана. В РК есть закон о концессиях 1999 года и закон о ГЧП 2015 года. Правительство Казахстана знает, что этот закон не такой сильный, поэтому взяло на себя обязательство, и парламент страны сейчас рассматривает единый закон, объединяющий эти два закона. И если он будет сильным, тогда, сказали кыргызские власти, мы будем его уважать. Пока это неформальное согласие, - рассказал Нариман Маннапбеков.

Читайте по теме:

Новая дорога из Алматы на Иссык-Куль может навредить казахстанской экономике — СМИ
Анализируя эксклюзивное интервью министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Тилека Текебаева финансовому изданию Economist.kg, журналисты казахстанского издания Karavan.kz пришли к выводу, что реализация проекта по строительству дороги из Алматы на Иссык-Куль ”может навредить экономике РК”. Нап…

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.