Подпишитесь на нашу рассылку

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

Чтобы завершить подписку, нажмите на ссылку подтверждения в своем почтовом ящике. Если письмо не придет в течение 3 минут, проверьте папку со спамом.

Хорошо, спасибо

Железная дорога "КНР — КР — РУз" поможет обходу санкций против России и усилит влияние Китая в Центральной Азии — СМИ

Иван Донис
Железная дорога "КНР — КР — РУз" поможет обходу санкций против России и усилит влияние Китая в Центральной Азии — СМИ

Железнодорожное сообщение между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном станет ключом к усилению влияния Китая в Центральной Азии и обходу санкций против России. К такому выводу пришло китайское издание South China Morning Post (SCMP), основываясь на экспертном мнении двух аналитиков — исследователя Оксфордского глобального общества Женевьевы Доннеллон-Мэй, а также научного сотрудника Китайской программы Школы международных исследований Чжана Хунчжоу.

СМИ не исключает, что строительство железной дороги "КНР — КР — РУз" может начаться уже в 2023 году, после многолетней паузы в реализации проекта, вызванных логистическими и геополитическими разногласиями, большую часть которых сторонам на данный момент удалось урегулировать.

"Поскольку Россия больше не возражает против строительства данной магистрали, открыт путь для проекта, который укрепит экономические связи и дипломатическое влияние Пекина в Центральной Азии", — подчеркивают авторы статьи.

Вполне вероятно, что финальный раунд переговоров может состояться в Бишкеке в октябре 2023 года — в рамках официального визита премьера Госсовета КНР в Кыргызстан.

"Учитывая значительный прогресс, достигнутый сторонами, ожидается, что строительство проекта начнется в этом году, что не только изменит картину евразийской торговли, но и создаст серьезные региональные экономические и геополитические последствия", — полагают в SCMP.

Москва дала добро

Аналитики издания напомнили, что впервые о проекте строительства железнодорожной магистрали "КНР — КР — РУз" заговорили в начале 1990-х, однако реализация проекта постоянно откладывалась, в том числе из-за разногласий сторон по ширине колеи и маршруте ветки, а также в виду геополитических и экономических проблем Москвы.

"В геополитическом отношении Москва уже давно обеспокоена тем, что проект может нарушить нынешний баланс сил в Центральной Азии — регионе, который приобретает все бо́льшую зависимость от Китая на фоне растущих инвестиций КНР в страны региона. С экономической точки зрения российская региональная Транссибирская магистраль считала предлагаемую железную дорогу прямым конкурентом. Кроме того, Россия получает экономические выгоды от железнодорожного экспресса Китай-Европа, который проходит через РФ по пути в ЕС", — напомнило СМИ.

В последние годы, помимо неоднократных попыток Китая пересмотреть проект, Кыргызстан также проявлял большой интерес к его возрождению. В 2020 году [на тот момент] президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков подчеркивал важность железных дорог для страны, в особенности ж/д "Китай — Кыргызстан — Узбекистан". Вместе с тем, отмечает SCMP, официальный Бишкек стремился продвигать интересы России как партнера по этой магистрали в формате 3+1.

"До российского вторжения в Украину в 2022 году российские автомобильные и железные дороги служили основными торговыми артериями между Китаем, странами Центральной Азии и Европейским Союзом. После распада Советского Союза в 1991 году страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, унаследовали железнодорожную сеть, тяготеющую к Москве, а оттуда — к остальному миру, — отмечают аналитики Женевьева Доннеллон-Мэй и Чжан Хунчжоу. — Однако российское вторжение и последующие санкции нарушили евразийское сообщение, и транспортировка товаров через Россию перестала быть жизнеспособным вариантом. В ответ пострадавшие стороны начали искать альтернативные маршруты, одним из которых как раз и является железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан".

Поскольку Узбекистан, Кыргызстан и Китай проявляют больший интерес к проекту как к альтернативному маршруту, Россия изменила свою давнюю позицию и больше не выступает против него, констатировало СМИ. В частности, президент КР Садыр Жапаров поднял этот проект непосредственно на переговорах с президентом России Владимиром Путиным во время саммита ОДКБ в 2022 году, и Путин дал свое одобрение.

После сообщений о том, что Москва больше не выступает против этого проекта, Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали соглашение, подтверждающее их обязательства построить железную дорогу и начать актуализацию технико-экономического обоснования, которая была завершена к саммиту в Сиане в мае 2023 года.

"Похоже, что три страны урегулировали разногласия относительно железнодорожных маршрутов, финансирования и ширины колеи. Хотя Кыргызстан настаивал на выборе маршрута, который обслужил бы более густонаселенные районы на севере страны, в итоге республика остановилась южном маршруте. Хотя официальный маршрут не разглашается, в предложении госпредприятия "Кыргыз Темир Жолу" говорится, что железная дорога в Кыргызстане соединится с конечной ж/д станцией Кашгар в Китае и железнодорожной сетью Узбекистана в Андижане через коридор Торугарт — Арпа —Макмал — Джалал-Абад", — отмечают эксперты.

Также было принято решение о ширине железнодорожной колеи. Узбекистан и Кыргызстан, как и большинство постсоветских республик, используют колею шириной 1.52 метра, тогда как Китай — 1.435 метра.

"В целях решения этой проблемы составы будут переставлять с одной колеи на другую на станции разгрузки близ кыргызско-узбекской границы, — подчеркнули аналитики. — Ожидается, что после завершения строительства железнодорожного пути протяженностью 523 км он станет частью южного маршрута грузовых железнодорожных перевозок между Китаем и Европой, поезда будут следовать через Кыргызстан, Туркменистан, Иран и Турцию".

Каковы преимущества железнодорожной ветки "КНР — КР — РУз"

Строительство магистрали из Китая в Узбекистан через Кыргызстан позволит значительно сократить время в пути и станет альтернативой нынешнему маршруту Казахстан — Россия. Из Узбекистана железная дорога может соединиться с железнодорожной сетью Туркменистана, далее маршрут будет пролегать через порт Туркменбаши на Каспийском море либо город Баку в Азербайджане, также магистраль позволит странам выйти на рынки Грузии, Турции и даже черноморских стран, таких как Болгария.

"Железная дорога имеет значительный потенциал для не имеющих выхода к морю Кыргызстана и Узбекистана, также она послужит созданию новой стратегической евразийской логистической сети вдоль маршрута инициативы "Один пояс — один путь", одновременно способствуя торговле с другими странами Центральной Азии. Железная дорога может стать частью центрального коридора, соединяющего Китай с Ираном, Турцией и Европой, который одновременно позволит обходить санкции против России. Кроме того, железная дорога сулит Пекину и другие преимущества. В частности, она снизит зависимость Китая от транзита через Россию", – цитирует экспертов SCMP.

"С геополитической точки зрения железная дорога соответствует более широким внешнеполитическим целям Китая, направленным на укрепление связей и экономического сотрудничества в Евразии. В условиях все более раздробленной и сложной геополитической среды Пекин продолжает диверсифицировать свои маршруты поставок. Железнодорожный проект является еще одним шагом в укреплении сотрудничества с Узбекистаном и Кыргызстаном, а также расширении его влияние в Центральной Азии", — резюмировало СМИ.

Путь длиной в 27 лет: что мешает строительству железной дороги КНР – Кыргызстан – РУз?
Стратегический проект строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, по всей видимости, сдвинулся с мертвой точки. В сентябре 2022 года в Самарканде стороны подписали соглашение о сотрудничестве по проекту, касающееся строительства магистрали на территории Кыргызстана. А в мае 2023-…

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости