Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

"Тотальное" предложение Жапарова, электробусы в Бишкеке, утильсбор РФ, "воздушные" льготы для ФРГ — чем запомнилась уходящая неделя

"Тотальное" предложение Жапарова, электробусы в Бишкеке, утильсбор РФ, "воздушные" льготы для ФРГ — чем запомнилась уходящая неделя

Очередные семь дней позади — а это значит, что редакции Economist.kg вновь пора подводить итоги прошедшей недели. Традиционно, она была насыщенна массой ярких инфоповодов. О том, что привлекло наибольшее внимание аудитории, читайте в нашем еженедельном дайджесте.

Когда в Бишкек поступят первые электробусы?

На этой неделе столичные власти приоткрыли завесу тайны, назвав предварительный срок поставок электробусов в Бишкек. Если верить очередным обещаниям муниципалитета, они появятся в КР в первой половине 2024 года.

Планируется, что на линии выйдут 120 электробусов, а приобретение профинансирует Азиатский банк развития. Точнее, АБР выделит на их покупку $25 млн в виде гранта, и еще $25 млн выдаст властям Бишкека в виде кредита сроком на 32 года.

Возникает вопрос — успеют ли столичные власти модернизировать инфраструктуру под эксплуатацию? Ответ на него — в нашем материале.

Утильсбор "уронит" продажи автодилеров КР?

Повышенные ставки утильсбора в России и ввод ограничений при продаже авто на территории РФ отразится на объемах продаж автотранспорта на рынке Кыргызстана. Поскольку в августе 2023 года правительство РФ подняло ставки сбора (о чем Economist.kg сообщал еще летом), а с 29 октября ограничило россиян в правах продажи транспорта. Отныне если физлицо приобретет за границей (в том числе в странах ЕАЭС) автомобиль и продаст его в России менее чем через год после покупки, ему придется заплатить повышенный утильсбор. А он, на минуточку, отличается от стандартного в среднем на 0.5-1 млн рублей.

Какой выход есть у автодилеров КР? Первый — везти в страну легковушки объемом двигателя до 3 литров и продавать россиянам "для личного пользования". В таком случае утильсбор на новую иномарку составит 3.4 тысячи рублей, на б/у — 5.2 тысячи. Второй — оформлять транспорт "помощнее" на себя, держать 365 дней и только потом выставлять авто на продажу, с прицелом на граждан РФ.

Подробнее с особенностями сложившейся проблемы и возможными рисками для россиян, купивших машину в Кыргызстане, на примере истории жительницы Омска Марии (получившей счет по утильсбору на 525 тысяч рублей), можно ознакомиться здесь.

Платежная система "Made in Russia"

На днях на рынок Кыргызстана вышла новая система денежных переводов "Квикпэй", о чем отрапортовал в своем пресс-релизе Нацбанк республики.

Данная система переводов с уставным капиталом 10 тысяч рублей (!) была зарегистрирована Центробанком России в августе 2023 года.

Если верить данным, опубликованным на сайте оператора, через систему можно будет переводить деньги в 37 стран мира, в том числе в Европу и СНГ. На фоне санкций в отношении "Юнистрима" нельзя исключать, что "Квикпэй" сможет составить конкуренцию популярной среди кыргызстанцев и россиян "Золотой короне".

"Воздушные" льготы

Находясь в черном списке Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с 2006 года, Кыргызстан не теряет надежды выйти из него, в связи с чем при любом удобном случае пытается выстроить новые маршруты авиасообщения с успешными странами. 

Очередную попытку "подружиться по воздуху" со странами ЕС предпринял на днях глава кабмина КР Акылбек Жапаров, воодушевившись тем, что госагентство гражданской авиации успешно прошло аудит ИКАО.

Находясь с рабочим визитом в ФРГ, Жапаров предложил европейцам установить авиасообщение между КР и Германией. В доказательство серьезности намерений председатель кабмина пообещал авиаперевозчикам сделать скидку на обслуживание в аэропортах Кыргызстана — но только при открытии рейсов в КР. Чем мотивировал свое предложение Акылбек Усенбекович, читайте тут.

Тотальное предложение Франции

Не терял времени даром и президент КР Садыр Жапаров. На неделе кыргызстанский лидер совершил серию рабочих визитов. 8-9 ноября глава государства посетил Ташкент для участия в саммите глав государств-членов Организации экономического сотрудничества и озвучил коллегам четыре основных направлений для сотрудничества.

Позже Жапаров по приглашению президента Франции Эммануэля Макрона отправился в Париж, где выступил на 42-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО, обозначив проблему таяния ледников в Кыргызстане. На саммите "Одна планета" глава государства вновь затронул проблему глобального потепления, призвав его участников объединить усилия в сохранении ледников и охране зоны формирования водных ресурсов. Там же он напомнил о своей идее обменять внешний долг КР на "зеленые" проекты.

В свободное от саммитов время Садыр Жапаров провел несколько встреч, в том числе с вице-президентом Total Energies Renewables Фабьен Демоль. Учитывая опыт компании в разработке месторождений, добыче нефти и газа, нефтепереработке и т.д., президент выразил готовность сотрудничать с нефтегазовым гигантом и предложил компании Total открыть филиал в Кыргызстане. О том, как госпожа Демоль отнеслась к этой инициативе, узнаете по ссылке.

Но и это еще не все: в рамках кыргызско-французского бизнес-форума с участием 50 компаний из двух стран глава государства обсудил с предпринимателями возможности экспорта органических продуктов из КР на рынок Франции и открытия совместных агропромышленных предприятий, а также презентовал потенциал страны в реализации проектов в туристической отрасли и сфере внедрения "чистой" энергетики.

Подписывайтесь на страницы Economist.kg в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram и узнавайте первыми о самых интересных финансово-экономических событиях, происходящих в Кыргызстане.

Ad coverAd cover