Бишкек не готов к электробусам — для них нет ни зарядок, ни депо

Бишкек не готов к электробусам — для них нет ни зарядок, ни депо

Азиатский банк развития (АБР) выделил Кыргызстану более $50 млн на приобретение электробусов. Их хотят купить у китайского производителя. Однако увидеть новый транспорт бишкекчане смогут еще не скоро. Так как несмотря на постоянные обещания мэрии, для запуска такого вида транспорта требуются провести колоссальную работу.

Economist.kg постарался разобраться, когда Бишкек наконец сможет похвастаться экологичным транспортом, избавившись от устаревших маршруток.

С чего все началось

В начале 2020 года занимавший на то время должность мэра Бишкека Азиз Суракматов провел переговоры с представителями Азиатского банка развития. Стороны договорились реализовать в столице проект по электрификации городского транспорта. Проект предполагал выделение $50 млн на покупку 350 автобусов на электричестве (электробусов).

В октябре того же года Азиза Суракматова отстранили от должности мэра столицы. И о проекте не было ничего слышно какое-то время. В июне 2021 года Минэконом даже внезапно заявил, что мэрия уже успела отказаться от сотрудничества с АБР. Все были уверены, что грандиозному проекту так и не суждено сбыться.

Однако пресс-служба мэрии отреагировала на эту информацию спустя пару дней и заявила, что работа по переговорам была возобновлена с приходом вице-мэра столицы по вопросам транспорта Русланбека Акылбекова.

Электробусы все же будут, но меньше, чем ожидалось

Изначально, когда только стало известно о данном проекте, сообщалось о приобретении крупной партии в 350 электробусов. После в сообщениях мэрии фигурировали неопределенные формулировки о закупке то 350, то 300 единиц транспорта. Затем это количество внезапно снизилось до 150 машин.

И уже в 2021 году, когда информацию о проекте и переговорах вновь принялись освещать, стали известны подробности соглашения. Как оказалось в итоге, ни о каких 300 или 350 электробусах не может быть и речи. Их даже не наберется и 150 единиц. АБР профинансирует закупку всего 120 аккумуляторных электрических автобусов для Бишкека.

При этом ни в мэрии, ни в самом Азиатском банке развития не объясняли, почему количество закупаемого транспорта уменьшилось почти в три раза,

Условия финансирования проекта

Как стало известно из подробностей соглашения, новые 120 электробусов будут оснащены средствами безопасности, такими как камеры и тревожные кнопки.

АБР предоставит на их покупку $25 млн кредита, $25 млн гранта и софинансирование в размере $650 тысяч из Фонда технологий высокого уровня. Кредит предоставляется на 32 года, включая 8-летний льготный период, под процентную ставку в размере 1% в год на протяжении льготного периода, и 1.5% в год на протяжении оставшегося срока.

Общая стоимость проекта оценивается в $59.6 млн, из которых АБР профинансирует 85%. Предоставляемое государством софинансирование составит $8.9 млн в виде освобождения от налоговых и таможенных пошлин, подлежащих уплате в рамках проекта.

Бесконечные ожидания и перенос сроков

Одной из основных проблем данного проекта является неопределенность в сроках. На четкий вопрос: «когда запустят электробусы?», представители мэрии уже на протяжении трех лет дают разные ответы.

Так, начальник отдела реализации проектов Бишкекского троллейбусного управления Улан Нажимудинов в декабре 2021 года заявил, что первая партия электробусов якобы ожидается во втором-третьем квартале 2022 года. Депутат Жогорку Кенеша Жаныбек Абиров называл более точные сроки и утверждал, что электробусы прибудут в октябре 2022 года.

Однако в сентябре 2022 года Economist.kg обратился в мэрию Бишкека и узнал, что на тот момент еще даже не проводилась финальная оценка предложений поставщиков. То есть фактически победитель тендера был еще даже неизвестен. Значит и о скорой поставке электробусов на тот момент можно было забыть.

Сроки в очередной раз сдвинулись, и вот вице-мэр Бишкека Бактыбек Абдиев заявил уже о новых датах: по его словам, электробусы поступят в столицу уже во втором квартале 2023 года. Однако за окном уже июнь, а в Бишкеке основным городским транспортом все еще остаются неэкологичные и неудобные маршрутки.

Вероятнее всего, вопрос реализации проекта решится не скоро. Так как поднимается одна из главных проблем, почему в Бишкеке все еще не запущены электробусы: инфраструктура столицы к ним совершенно не готова.

Сначала инфраструктура — потом электробусы

Сам проект по электрофикации городского транспорта состоит из четырех этапов:

  1. Приобретение современных аккумуляторных электробусов, зарядной инфраструктуры, оборудования для обслуживания автобусов.
  2. Модернизация инфраструктуры автобусных депо, строительство всепогодных парковочных мест для новых электробусов.
  3. Создание пилотного «зеленого» коридора мобильности для электробусов. Организация спецкоридора на дорогах, распределение дорожного движения по отдельным каналам, модернизация остановок.
  4. Повышение устойчивости работы автобусов в Бишкеке.

4 апреля текущего года директор представительства АБР в Кыргызстане Канокпан Лао-Арайя заявила, что реализация проекта во многом зависит от уровня подготовки мэрии. Нельзя просто взять и привезти электробусы в город. Для того, чтобы они работали, должны быть созданы определенные условия.

Так, к моменту, когда электробусы наконец прибудут в страну, в Бишкеке уже должно быть построено новое качественное депо, а также подготовлены зарядные станции, включающие в себя 50 зарядок 120 МВт и 35 зарядок 300 МВт. Кроме того, необходимо модернизировать остановки и выделить отдельную полосу для электробусов. Подобный пилотный «зеленый» коридор планируется первым делом запустить по улице Киевской.

Как обстоят дела на сегодня?

На запрос Economist.kg о том, на какой стадии находится проект, ответил замдиректора по инвестициям департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры при мэрии Бишкека Азат Салмурбек уулу. Он сообщил, что на данный момент уже выбран подрядчик.

По его словам, электробусы Бишкек закажет у крупного китайского производителя Anhui Ankai Automobile Company. Компания на рынке с 1997 года и активно занимается экспортом своего транспорта в разные страны мира, включая США, Мексику, Австралию, Чили и Россию.

«Мы уже заключили контракт. В течение двух-трех месяцев ожидаем приглашения от компании Ankai. Наши специалисты должны поехать на производство и лично осмотреть качество электробусов, убедиться, что они подходят под наши требования и стандарты», — поделился Салмурбек улуу.

Он подтвердил, что нынешняя инфраструктура Бишкека не соответствует требованиям АБР, и что для реализации проекта необходима модернизация. И в заключение добавил, что на данный момент документация уже составлена. Муниципалитет ждет, пока ее утвердят, чтобы начать строительство и подготовку города к поставке электробусов.

Заключение

Для запуска электробусов в Бишкеке необходимо выполнить еще целый ряд работ. В столице нужно создать качественное всепогодное депо, установить зарядные станции, модернизировать остановки и организовать для электрических машин отдельный «зеленый коридор».

Сколько на это уйдет времени, не известно — четких планов у мэрии Бишкека нет. Так что жителям столицы придется и дальше мириться с маршрутками, от которых, напомним, мэр Эмилбек Абдыкадыров обещал избавиться еще к осени 2022 года.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.