Пять точек роста сферы транспортных услуг в Кыргызстане

Пять точек роста сферы транспортных услуг в Кыргызстане

По прогнозу Евразийского банка реконструкции и развития, экономика Кыргызской республики будет расти в среднем на 7% в 2023 и 2024 годах. Это существенно выше, чем в других странах присутствия ЕБРР, включая государства Европейского союза. Там средний показатель роста ВВП ожидается на уровне 2.1% и 3.3% в текущем и следующем годах соответственно. С чем связан такой прогноз и какие возможности открываются перед логистической отраслью Кыргызстана. Об этих вопросах рассуждает Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU в материале для Economist.kg.

В докладе ЕБРР говорится, что в 2022 году экономики Центральной Азии и Кавказа выиграли от посреднической торговли с Россией, а также от притока капитала и образованных мигрантов из РФ. На европейские страны оказывают негативное влияние высокие цены на газ и рекордная инфляция, из-за которой снижаются доходы населения. В республиках Центральной Азии и Кавказа, наоборот, в 2022 году выросли реальные заработные платы. Сильнее всего в Кыргызстане — на 27%.

Рост ВВП в республиках Центральной Азии в 2023 году в среднем составит 4.9%, ожидают аналитики ЕБРР. Кыргызстан — в лидерах с прогнозируемым показателем в 7.2%. Позитивный тренд объясняется увеличением притока рабочей силы, капитала и денежных переводов, а также расширением посреднической торговли и экспорта собственной продукции. В 2024 году рост экономики стран ЦА ускорится до 5,4% благодаря запланированным инвестициям в инфраструктуру и продолжающейся релокации российских предприятий, говорится в докладе ЕБРР. Аналитики организации ожидают, что такие темпы роста в регионе сохранятся в краткосрочной перспективе.

Точки роста и риски автоперевозок

Рост экспортно-импортных потоков привел к быстрому развитию логистической отрасли. Вырос объем рынка транспортных услуг. Об этом косвенно свидетельствует рост спроса на перевозки: в первом квартале 2023 года в республике заметно увеличился спрос на доставку грузов автомобильным транспортом. Так, по данным международной биржи грузоперевозок ATI.SU, больше чем в два раза выросло количество заявок на перевозку грузов из Кыргызстана в другие страны, особенно в Россию и Беларусь. Спрос на импортные перевозки вырос в 1.5 раза. Здесь наиболее востребованные направления: Россия, Казахстан, Беларусь и Китай.

Однако логистический потенциал Кыргызстана до конца не освоен. Есть ряд сдерживающих факторов, которые важно преодолеть. И тогда логистика сможет стать драйвером экономики на долгие годы.

Итак, какие точки роста логистики можно выделить в Кыргызстане?

  • Торговля с Китаем. КНР является одним из важнейших торговых партнеров Кыргызстана, однако из-за ковидных ограничений в последние два-три года интенсивность торговли снизилась. Важно стимулировать возобновление прошлых договоренностей, инициировать новые проекты и направления для сотрудничества. Так, кроме импорта китайских товаров КР может экспортировать в Китай продукты питания.
  • Внутрирегиональное сотрудничество. Потенциал торговли с республиками Центральной Азии колоссален. И если торговля с Казахстаном развита неплохо, то отношения с Узбекистаном могли бы быть более тесными. Препятствием для внутрирегиональной торговли до сих пор являются сложные и не синхронизированные таможенные процедуры. Внедрение единых стандартов и цифровизация погранпереходов позволит устранить этот барьер.
  • Транзитный потенциал. Встроиться в формирующиеся альтернативные маршруты, ведущие из Китая в Европу и из России в Индию — одна из важнейших задач для логистической отрасли. Сейчас Транскаспийский международный транспортный маршрут (МТМТ), коридор Север — Юг и Западная Европа — Западный Китай идут мимо Кыргызстана. Однако развитие дорожной сети и совершенствование логистической инфраструктуры внутри страны привлечет дополнительные потоки транспортных средств, следующих по основным трассам.
  • Развитие маркетплейсов — драйвер внутренней логистики. В стране начали активно развиваться российские онлайн-ритейлеры, открывающие склады и пункты выдачи товаров. Кроме того, кыргызстанские предприниматели получают возможность торговать на крупнейших площадках, включая AliExpress. Доставка товаров на «последней миле» — до адресата или пункта выдачи становится востребованным направлением для развития бизнеса.
  • Цифровизация логистических процессов. Конкуренция в сегменте автомобильных грузоперевозок растет — и выиграют те компании, которые смогут быстрее реагировать на меняющийся спрос, выстроить эффективные процессы и снизить ненужные издержки бизнеса. Например, с помощью специализированных сервисов можно быстрее искать партнеров и расширять направления перевозок, выбирая наиболее выгодные заказы. Мобильные приложения для водителей позволяют отслеживать каждую перевозку, исключая риски потери груза или неоправданных задержек в пути. Переход на электронный документооборот упрощает взаимодействие с партнерами.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.