К нашим аэропортам у международных инвесторов интерес очень большой. Об этом в беседе с Economist.kg рассказал старший эксперт Центра ГЧП Тологон Жамангулов.
Почти на протяжении года ожидается объявление конкурса по проекту ГЧП «Модернизация международного аэропорта «Манас» для отбора частного инвестора. Несмотря на то, что подготовка проекта была завершена почти год назад и была готовность объявить конкурс по проекту, он все еще не состоялся, поскольку кабмин КР продолжает рассматривать наиболее выгодные для страны решения и механизмы по модернизации аэропортов страны. Однако, заинтересованность инвесторов по проекту все еще есть.
«В прошлом году в июне к нам приезжали и участвовали в инвесторской конференции крупные операторы такие как Мюнхенский аэропорт, Корейский аэропорт Инчхон, французская компания EGIS, крупная компания GMR Group из Индии, аргентинская корпорация Corporation America, турецкая компания ICTAS и южнокорейская корпорация Korea Airports Corporation. И после конференции еще ряд компаний из Японии, Великобритании, Малайзии, ОАЭ также проявляли интерес к развитию нашего аэропорта «Манас»», — рассказал Тологон Жамангулов.
Отметим, консультантом в данном проекте выступает IFC, член группы Всемирного банка. Суть его работы заключается в подготовке ТЭО ‒ технико-экономического обоснования, структурировании и оценке проекта, техническом и юридическом анализах и т.д.
«Разработка ТЭО подразумевает собой первый этап реализации любого инфраструктурного проекта. Тем более такого масштаба как модернизация аэропорта. После того, как ТЭО разрабатывается, оно согласовывается, утверждается и результаты этого ТЭО используются для составления требований к проекту и участникам конкурса – потенциальным инвесторам, которые выставляются на открытый международный конкурс, через который привлекаются частные инвесторы. При этом рекомендуется своевременно запускать конкурс, чтобы не потерять доверие потенциальных крупных иностранных инвесторов, проявивших заинтересованность в участии на конкурсе», — пояснил Тологон Жамангулов.
По аэропорту одним из ключевых условий проекта является плата за эксплуатацию аэропортом. В конечном итоге, та компания, которая предложит наибольшую плату, будет иметь наибольшие шансы стать победителем конкурса.
«Ключевой момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание, что в рамках проектов IFC главным принципом является привлечение инвестора через прозрачный и открытый конкурс. То есть, отбор инвестора на конкурсной основе, не путем прямых переговоров, а только через транспарентные процессы», — подчеркнул представитель Центра ГЧП.
Отметим, что ТЭО по аэропорту «Манас» было подготовлено и представлено кабмину КР, и на сегодняшний день ожидается согласие на запуск конкурсных процедур.
Читайте также:
Чем обернется для Кыргызстана отказ от модернизации аэропорта «Манас»?