Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Как государство берет налоги с малоимущих и толкает их на отказ от социальных пособий

Как государство берет налоги с малоимущих и толкает их на отказ от социальных пособий

Малоимущим семьям Кыргызстана выдают по 100 тысяч сомов на открытие собственного бизнеса и выхода из бедности. Однако насколько эта помощь является эффективной и что из себя представляют подводные камни системы? Economist.kg выяснил, что скрывает соцконтракт и о чем умалчивают официальные публикации властей.

Напомним, подробнее о том, что из себя представляет социальный контракт в общих чертах, вы можете прочитать в другом нашем материале: Социальный контракт в Кыргызстане — что это такое и какие условия?. В этой же статье мы постараемся рассказать об обратной стороне проекта.

Отказ от пособий на три года

В постановлении кабмина от 15 июля 2022 года «О предоставлении социальной помощи на основе социального контракта» сказано, что после заключения соцконтракта с государством малообеспеченные семьи и их дети до 16 лет лишаются права получать пособия в течение последующих трех лет.

По словам эксперта по социальной политике Назгуль Ташпаевой, семьи, получающие пособия, выражают обеспокоенность отсутствием доходов на питание и содержание детей после заключения соцконтракта. При этом, на конец 2022 года в проект было вовлечено 2800 малообеспеченных семей, каждая из которых в среднем имеет трех детей.

«Таким образом, около 8400 детей уже исключены из выплат пособий и не имеют возможность получить положенную им государственную помощь на еду, одежду, школьные принадлежности, дошкольное образование и здоровое развитие в течение трех последующих лет. Такая негативная практика грубейшего нарушения прав детей из самых бедных семей ухудшит и без того сложную ситуацию», — считает Ташпаева.

Она добавила, что в 2023 году кабмин заявил о планах расширить внедрение соцконтракта на 10 тысяч малообеспеченных семей. Это означает, что по предварительным расчетам из числа получателей пособий будет исключено 30 тысяч детей. Они будут лишены права на выживание и здоровое развитие, права пользоваться благами соцобеспечения, предусмотренными действующим законом о государственных пособиях.

Нарушение законов и прав человека

Назгуль Ташпаева считает, что ограничения прав детей из малообеспеченных семей на пособия «уй-булого комок» является вопиющим нарушением. В частности, это противоречит действующему закону «О государственных пособиях» от 28 июля 2017 года, устанавливающему право детей из бедных семей получать поддержку от государства.

«Имеются также серьезные нарушения Бюджетного кодекса, согласно которому пособия «уй-булого комок» – это защищенные статьи, рекомендуемые для финансирования в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению, а тем более нецелевому использованию. Но кабмин разрешает использовать на социальный контракт средства, предусмотренные для пособий», — сказала эксперт.

Она также указала на то, что в Национальной программе развития КР до 2026 года, принятой указом президента КР, указано, что «в целях поддержки малоимущих и малообеспеченных слоев населения будут внедрены механизмы социального контракта путем выделения микрокредитного финансирования, предоставления в лизинг техники».

«То есть семьям должны были предоставить дополнительные к государственным пособиям программы лизинга и микрокредитования. Однако получается, что в нарушение соответствующего законодательства и указа президента страны, социальный контракт внедряется из средств пособий детям из самых бедных семей», — сказала Ташпаева.

Непонятный мониторинг и отсутствие открытых данных

Минсоцтруда с начала внедрения социального контракта проводит мониторинг и твердит о больших успехах проекта, об улучшении материального состояния участников и выходе из бедности. Однако не совсем понятно, откуда взяты эти данные. Они нигде не опубликованы — их нельзя проверить.

«Результаты мониторинга должны быть проанализированы и опубликованы. Однако данная информация отсутствует в публичном пространстве. Непонятно, каковы были индикаторы оценки? Достигли ли ожидаемого результата? При этом уже принимается решение о расширении порочной практики внедрения социального контракта до 10 тысяч семей. Не ясно, на чем основано такое решение.
Если есть позитивные результаты, пусть они будут опубликованы. Почему сегодня многие отказываются от социального контракта, узнав о прекращении выплат пособий детям на три года? Вопросов больше, чем ответов», — посетовала эксперт по социальной политике.

Хватит ли 100 тысяч сомов для выхода из бедности?

Профессор, доктор экономических наук Асылбек Аюпов в своем интервью для Vesti.kg поделился мнением, что помощь малоимущим является прямой обязанностью государства и она должна оказываться грамотно. Однако 100 тысяч сомов, по его мнению, не хватит для открытия своего дела в нынешних условиях.

«Ну что такое 100 тысяч сомов сегодня для того, чтобы заняться предпринимательством? Лет десять назад это была существенная сумма. А сегодня? Тем более нужна финансовая грамотность. Предпринимателей у нас на самом деле не много. Это нужен особый склад ума, чтобы превратить 100 тысяч в 120, 150 тысяч. Чтобы хватило и на жизнь, и на дальнейшую работу», — сказал он.

Требования с малоимущих налогов

И без того тяжелую жизнь малоимущих усложняет тот факт, что участники проекта «Социальный контракт» должны платить налоги государству, как и другие предприниматели. Открывая собственный бизнес, они становятся предпринимателями и обязаны оплачивать патент или же оформлять ИП, если того требует законодательство. Эту информацию Economist.kg подтвердили в Минсоцтруда.

«Если для реализации бизнес-плана малоимущих необходим патент, то да, они должны его получить. Если же требуется оформлять ИП, то они обязаны сделать и это. Все по закону. Для участников социального контракта нет исключений в части налогов«, — сообщили в ведомстве.

Таким образом, бедные семьи, заключив соцконтракт, должны не только отказаться от пособий, но и обязаны платить государству налоги, если хотят вести бизнес. При оформлении ИП участник будет выплачивать налог 4% со всей прибыли при безналичной оплате и 6% при оплате наличкой. Или же покупать патенты, ставки по которым ранее повысились.

К примеру, если человек хочет открыть тандырную и продавать хлеб, он должен будет ежемесячно платить за патент около 3920 сомов. За те три года, что он вынужден прожить без пособий, он еще и выплатит государству 141 тысячу сомов, что намного больше изначально выданных ему средств на открытие дела.

Заключение

Бедное население должно направить 100 тысяч сомов на создание с нуля своего бизнеса и сделать так, чтобы этих средств хватило на все расходы в условиях нынешней инфляции и роста цен. При этом, никто не дает им стопроцентных гарантий, что бизнес станет прибыльным. Всегда есть риск, что дело не окупится или прогорит.

Несмотря на это, малоимущих все равно принуждают всей семьей отказаться от пособий на три года, а также обременяют налогами на общих условиях с другими предпринимателями, что не совсем похоже на помощь.

Участникам соцконтракта могли сделать хотя бы налоговые льготы, чтобы была возможность направить прибыль на развитие дела и выход из бедности. Но по факту выходит так, что это не государство направляет средства на поддержку бедных слоев населения, а наоборот малоимущие пополняют бюджет страны за счет своего отказа от пособий и выплаты налогов.
Ad coverAd cover