Насколько важна борьба с отмыванием денег и как контроль работает в Кыргызстане? Подробный расклад Нацбанка

Насколько важна борьба с отмыванием денег и как контроль работает в Кыргызстане? Подробный расклад Нацбанка

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны. Одной из основных задач надзорных и регулирующих органов государств является обеспечение надежности финансовой системы. Используя все имеющиеся инструменты, они следят за тем, чтобы финансовые учреждения не попали под контроль криминальных кругов и не использовались в преступных целях.

Как риск-ориентированный подход в части финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов работает в Кыргызстане и насколько он важен рассказала главный инспектор управления банковского надзора Нацбанка Кыргызстана Зулфия Элкеева.

Что такое риск и риск ФТД/ЛПД?

Риск – это вероятность, угроза потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов. Риск присутствует в любой операции, при этом его размер может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться.

Риск финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (ФТД/ЛПД) — это риск прямых или косвенных убытков, которому подвержен банк в результате нарушения банком требований законодательства, правил или стандартов в области противодействия ФТД/ЛПД, вследствие вовлечения банка, его клиентов и партнеров в процессы, связанные с отмывание денег и финансированием террористической деятельности.

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны.

Противодействие отмыванию денег включает в себя борьбу с последующим использованием доходов, полученных в результате совершения преступлений, и создание дополнительных механизмов для выявления этих преступлений, и наказания лиц, которые их совершили. Террористическая деятельность и финансирование терроризма также затрагивают и национальную, и международную экономику. Как и лица, занимающиеся отмыванием денег, террористы получают свои огромные доходы разнообразными незаконными путями: в результате контрабанды товаров, похищения людей, вымогательства, торговли наркотиками и др. Для распределения и использования полученных средств им также необходима финансовая инфраструктура.

Одной из основных задач надзорных и регулирующих органов является обеспечение надежности финансовой системы. Используя все имеющиеся инструменты, они следят за тем, чтобы финансовые учреждения не попали под контроль криминальных кругов и не использовались в преступных целях.

Негативные последствия, связанные с рисками ФТД/ЛПД

Негативные последствия, с которыми могут столкнуться финансовые учреждения, тем или иным образом задействованные в незаконных операциях, в целом подразделяются на:

  • Репутационные, когда клиенты, обеспечивающие учреждению стабильную депозитную базу и составляющие костяк надежных заемщиков, теряют к нему доверие и переходят на обслуживание в другие банки.
  • Операционные, когда отмывание денег и финансирование терроризма отрицательным образом сказывается на внутренних процессах в финансовом учреждении и его отношениях с другими банками, а также ведет к увеличению операционных расходов и затрат на привлечение средств.
  • Правовые, когда возникает риск судебных разбирательств, вынесения неблагоприятных судебных решений, невозможности предъявить в судебном порядке претензии по некоторым контрактам, наложения штрафов и применения других санкций, включая отзыв лицензии и отстранение от работы руководства финансового учреждения (в некоторых случаях с пожизненным запретом на работу в банковском секторе).

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход – применение усиленных мер при наличии высокого уровня риска или упрощенных мер при наличии низкого уровня риска в соответствии с установленными процедурами управления риска (выявление, оценка, мониторинг, контроль, снижение степени риска).

Финансовые учреждения обязаны:

1) Оценивать, определять, документально фиксировать и постоянно обновлять свои риски с учетом результатов национальной оценки рисков и типичных критериев высоких и низких рисков.

2) В установленном порядке представлять информацию о выявленных рисках Национальному банку и органу финансовой разведки.

3) Разрабатывать и применять усиленную или упрощенную политику, а также меры контроля, процедуры по управлению и снижению рисков.

Банк при проведении надлежащей проверки клиента применяет усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с использованием риск-ориентированного подхода.

Банк обязан классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска (высокий и низкий). Для определения уровня риска необходимо как минимум принимать во внимание вид деятельности клиента и местонахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. Типичные критерии высоких и низких рисков устанавливаются и публикуются органом финансовой разведки. Банки могут разрабатывать и применять критерии средних рисков.

На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучать клиента, банком оценивается уровень риска осуществления клиентом возможного финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, который отражается в анкете клиента.

Банк должен уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций банка, подверженных высокому риску осуществления финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. С увеличением рисков отмывания денег необходимы более строгие меры контроля. Тем не менее, все категории риска, будь то низкие, средние или высокие, должны быть идентифицированы и снижены с помощью соответствующих инструментов — проверки личности клиента, комплексной проверки клиентов, мониторинга подозрительной активности и отслеживания экономических санкций.

Следует отметить, что согласно закона КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (закон «О ПФТД/ЛПД») Государственная служба финансовой разведки является уполномоченным государственным органом Кыргызстана в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

Основными задачами органа финансовой разведки являются сбор (получение) и хранение сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации об операциях (сделках), проведение оперативного анализа сообщений о подозрительных операциях (сделках), подготовка обобщенного материала или информации по результатам оперативного или стратегического анализа и направление их по собственной инициативе или по запросу в соответствующие государственные органы, применение целевых финансовых санкций и мер по приостановлению операций (сделок) и другие задачи.

В свою очередь согласно статье 23 закона «О ПФТД/ЛПД» финансовые учреждения (в том числе и коммерческие банки КР) формируют и направляют в орган финансовой разведки сообщения о подозрительных операциях (сделках) в ходе работы со своими клиентами.

Также необходимо отметить, что Национальный банк и Госфинразведка тесно сотрудничают в части выявления нарушений в деятельности коммерческих банков для принятия соответствующих мер.

Рост теневой экономики, легализация денежных средств, полученных преступным путем, а также финансирование терроризма являются основными угрозами и вызовами современного общества. Ключевая задача государства и органов банковского надзора любой страны — сделать все необходимое, чтобы банковская система не могла быть использована для отмывания денег и финансирования терроризма. В сложные времена эти задачи приобретают еще большую важность и значимость.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.