Денежные переводы в Кыргызстан в 2022 году начали показывать повышательную динамику. В январе-феврале в страну было переведено $364.6 млн, что на $36 млн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, уже в марте денежные переводы просели почти на $61 млн с $214.3 млн в марте 2021-о, до $153.4 млн в этом году.
Геополитическая ситуация и последовавшие за ней экономические показатели вызвали резкие колебания на валютных рынках, что не обошли стороной и Кыргызстан. Некоторые страны ввели ограничения на валютные переводы, это заставило кыргызстанцев задаться вопросом: в каком положении оказалась система денежных переводов в стране?
На фоне колебаний валютного рынка и снижения показателей денежных переводов, Economist решил поинтересоваться у Национального банка есть ли какие-нибудь ограничения для кыргызстанцев при осуществлении денежных средств?
Ограничений нет!
Первым делом необходимо отметить, что Нацбанк не вводил каких-либо ограничений по объему и сумме денежных переводов в Кыргызстан или за рубеж.
Однако, в настоящее время выдача денежного перевода по международным системам денежных переводов на территории КР получателю может быть только в валюте страны-отправителя, либо в национальной валюте сом (предварительно уведомив клиента).
Напомним, что Нацбанк с 18 апреля 2022 года принял временные изменения в Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в КР в целях обеспечения экономической безопасности страны, стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и минимизации неблагоприятных последствий по оттоку наличных долларов США за пределы республики.
«Внесение изменений связано с резким увеличением объема денежных переводов, поступающих в долларах США из России и Казахстана, а клиентам выдавались средства в валюте перевода, то есть в наличных долларах», — отметили в НБКР.
С учетом текущей геополитической ситуации, регулятором были предприняты ряд оперативных мер. Вместе с последним изменением правил осуществления денежных переводов, был временно приостановлен вывоз наличных долларов США со стороны финансово-кредитных учреждений. Также изменен порядок определения официального курса российского рубля к сому.
Кроме этого решением НБ КР с 19 марта 2022 года финансовые организации, имеющие лицензию Национального банка на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой, должны устанавливать курс покупки казахского тенге по отношению к кыргызскому сому в размере не более 70% от официального курса казахского тенге по отношению к кыргызскому сому, устанавленного Нацбанком. В этой связи принятый комплекс мер в совокупности позволил снизить негативное воздействие на внутренний валютный рынок.
Куда обращаться при нарушении прав потребителя?
Принятые меры носят временный характер и изменения правил переводов не нарушают права граждан КР. Однако, при осуществлении денежных переводов кыргызстанцы могут столкнуться с нарушениями своих прав в ФКО. В регуляторе рекомендуют попробовать решить в первичном порядке с самой организацией.
Если же потребитель не согласен с действиями финансово-кредитной организации и уже письменно обращался в ФКО, но не согласен с принятым решением по этому поводу, то он вправе обратиться в Нацбанк с обращением, жалобой на действия финансово-кредитной организации, а также с заявлением о принятии мер. Если после тщательного изучения заявления выяснится, что были нарушены требования регулятора, то в отношении организации-нарушителя могут быть применены меры воздействия в соответствии с законодательством.
Граждане могут обратиться в отдел по защите прав потребителей НБ КР или в областные управления Нацбанка с заявлением или жалобой на действия/бездействия финансово-кредитных организаций по следующим контактам:
Национальный банк г.Бишкек, пр. Чуй, 168
0(555) 85 57 48
0(770) 73 73 49
0(312) 61 52 78
0(312) 61 52 73
Повысить качество обслуживания
В НБКР отметили, что в последнее время растет количество жалоб от населения относительно получения и отправления денежных средств и качества обслуживания некоторыми ФКУ.
Регулятор настоятельно рекомендует комбанкам принять все необходимые меры по повышению качества обслуживания клиентов и обеспечению контроля за надлежащим предоставлением банковских услуг, а также своевременного проведения разъяснительной работы среди клиентов.
Национальный банк постоянно отслеживает и контролирует ситуацию и при необходимости примет меры для дальнейшего обеспечения стабильной и безопасной работы банковской и платежной систем страны.