Заместитель бизнес-омбудсмена предложил поправки в Налоговый кодекс для улучшения положения бизнеса
Заместитель бизнес-омбудсмена Нурлан Мусуралиев накануне, 8 июня, в ходе встречи бизнес-сообщества с замглавой кабмина Бакытом Торобаевым принял участие в обсуждении вопросов о внесении поправок в Налоговый кодекс.
Он обратил внимание на несовершенство порядка обжалования решений и действий органов налоговой службы. В частности, в соответствии с действующим Налоговым кодексом, рассмотрение жалоб налогоплательщиков на органы налоговой службы производятся самим уполномоченным налоговым органом.
Мусуралиев подчеркнул, что со стороны института бизнес-омбудсмена была проделана работа по анализу Налогового кодекса, что фиксировалось в виде письменных рекомендаций к законопроекту и на сегодня все еще ведется активный мониторинг жалоб от предпринимателей по налоговым спорам.
Он также поделился тем, что в ходе встречи работников секретариата БО с представителями регионального бизнеса было выявлено много проблем, связанных с новым Налоговым кодексом. В частности, недостаточный уровень информированности и понимания системы работы электронной отчетности и новых требований к ККМ, в связи с чем необходимо провести обширную информационную кампанию со стороны ГНС среди представителей бизнеса, оказывать консультационную поддержку, предоставлять полноценную информацию, а не сразу применять карательные меры в отношении субъектов бизнеса в случае просрочки предоставления отчетности.
Мусуралиев также подчеркнул, что для улучшения положения предпринимателей необходимо соблюдать последовательность и открытость при применении Кодекса в решении апелляционных споров налогового характера с субъектами предпринимательства. Он также сообщил, что по статистике рассмотрения таких жалоб, подавляющее большинство споров решается в пользу налоговой службы, о чем в этой связи со стороны бизнес-омбудсмена была направлена соответствующая рекомендация внести изменения в указанный процесс, однако она не была принята.
«Как и прежде, бизнес-омбудсмен предлагает предусмотреть в Налоговом кодексе возможность рассмотрения апелляций налогоплательщиков в Минэкономе как вышестоящем госоргане либо создать коллегиальный механизм рассмотрения апелляций налогоплательщиков с официальным опубликованием принятых решений. В этом случае могли бы быть более объективные решения при рассмотрении жалоб», — пояснил Нурлан Мусаралиев.