«Если мы сможем снизить уровень теневой экономики хотя бы наполовину, мы сразу покроем весь дефицит бюджета. Если сократим еще больше, эти средства пойдут на повышение заработной платы учителей, врачей и пособий для социально незащищенных слоев населения». Об этом сегодня, 26 ноября, на заседании Совета безопасности сказал президент Садыр Жапаров.
По его словам, часть средств от теневой экономики можно использовать для выплаты внешнего долга.
Глава государства отметил, что в настоящее время масштабы теневой экономики в стране остаются значительными и высокими. По данным Нацстаткома, доля неучтенной экономики в ВВП в 2020 году составила 24% и достигла 141.2 млрд сомов. Результаты международных исследований показывают, что уровень теневой экономики в КР все еще высок и может достигать от 30 до 39% ВВП.
«Из-за этой теневой экономики мы ежегодно не получаем более 25 млрд сомов в виде налоговых платежей. Это почти вдвое больше дефицита бюджета», — сказал он.
В качестве примера президент привел незаконный оборот алкоголя в КР.
«С 2010 года объем легального производства водки снизился почти в четыре раза, а к 2020 году он снизился с 1.3 млн декалитров до 340 тысяч декалитров. Это не означает, что мы слишком мало пьем, это свидетельствует о том, что алкогольная промышленность все больше уходит в тень.
Несмотря на государственный контроль над алкогольной промышленностью, благодаря человеческому фактору доля «теневого»оборота алкогольной продукции неуклонно растет и по разным оценкам составляет от 40 до 80%.
При этом по итогам 2020 года объем продажи водки в Кыргызской Республике достиг 3 миллионов 436 тысяч декалитров. Другими словами, в незаконном обороте находится почти 3 миллиона декалитров водки, что составляет более 86% от общего объема реализованной продукции.
Предполагаемые потери бюджета только от изъятия акцизов составили почти 2.5 млрд сомов. По данным отраслевой Ассоциации, потери бюджета еще больше и составляют 3–4 млрд сомов ежегодно.
Если в 2019 году было изъято 139 тысяч бутылок нелегальной алкогольной продукции, то в 2020 году было изъято более 1 млн бутылок», — сказал Жапаров.
По его словам, все эти цифры ясно показывают, что в теневом бизнесе огромные деньги.