Средние цены на дизельное топливо в Кыргызстане (53.6 сома) остаются самыми низкими среди стран ЕАЭС. Об этом сообщила пресс-служба Госантимонополии.
При этом средние цены на бензин марки Аи-92 в Кыргызстане (58.1 сома) почти на 2 сома выше, чем в России (56.2 сома).
Средние цены на ГСМ в ЕАЭС и соседних странах на 4 ноября
Кыргызстан | Казахстан | Россия | Белоруссия | Армения | Таджикистан | Узбекистан | |
Аи-92 | 58.1 | 36.9 | 56.2 | 69.4 | 88.7 | 84.5 | 72.8 |
Аи-95 | 60.9 | 42.9 | 61.8 | 72.9 | 92.3 | 86.8 | 76.8 |
Дт | 53.6 | 56.5 | 61.7 | 72.9 | 87 | 86.8 | 76 |
В России применяется демпфирующий механизм, который помогает регулировать топливный рынок. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В обратном случае нефтекомпании перечисляют разницу в бюджет. Эксперты отмечают, что это помогает сдержать рост цен на внутреннем рынке.
В Казахстане добывается нефть и перерабатывается на собственных нефтеперерабатывающих заводах, что позволяет покрыть потребности республики в бензине. А часть потребности по дизельному топливу (около 30%) страна покрывает за счет импорта, в основном из России. Поставки нефти на НПЗ Казахстана осуществляются по себестоимости, а не по рыночной цене.
В Белоруссии имеется два крупных НПЗ, с контрольным государственным пакетом акций: «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО «Нафтан». Производственная мощность данных НПЗ покрывает потребность республики в нефтепродуктах. Кроме того, республика экспортирует нефтепродукты. В 2020 году объем экспорта составил 8.5 млн тонн.
Армения импортозависимая страна, как и Кыргызстан. В 2020 году объем импорта в Армении увеличился на 20.5%. Основные импортеры Армении: Россия — 69%, Иран — 23.3%.