

Известный кыргызстанский экономист Кубат Рахимов на фоне поднимаемых вопросов о работе сервиса YandexGo очень просто рассказал о системе работы подобных приложений и на пальцах объяснил, что такое YandexGo и почему без инфраструктуры второго уровня развитие современной экономики невозможно. А также почему борьба против искусственного интеллекта вернет Кыргызстан в прошлое с такси по бешеным ставкам.
— Вижу, что в кыргызском сегменте Facebook прям поднялась и забурлила тема вокруг «Яндекс Такси», которая сейчас называется ЯндексГоу (YandexGo).
Если правильно понимаю, то вопросы простые и ясные – зачем они нужны вообще, почему у них меняются цены в течение дня и платят ли они налоги. Мне как экономисту тоже стало интересно, особенно в аспекте так называемой уберизации современной экономики.
В первую очередь, речь идет о так называемой шеринге, когда ты не имеешь отношения к средству оказания услуг, но саму услугу получаешь в нужное время, приемлемого качества и согласованной цены в режиме так называемого совместного потребления. Мне в этом плане нравится все же Airbnb (Airbed & Breakfast, буквально — «надувной матрас и завтрак») – самая большая сеть отелей в мире, не имеющая отелей. Кстати, если пересчитать сколько они создали де-факто рабочих мест, то многие правительственные программы в большинстве стран мира просто бледные и дохлые, извините. По сути, за 6-12% комиссии Airbnb создает ценности как для собственников жилья, так и для тех, кто снимает жилье – неважно, путешественник или студент, бизнесмен или просто народ решил развлечься.
Uber – это вообще икона новой модели экономики и по ее имени назвали уберизацию, а не эйрбиэндбизацией.
Так вот, с формально-логической точки зрения экономиста, что Убер, что его двойник (и стратегический партнер во многих странах!) ЯндексГоу выступают так называемой мягкой инфраструктурой в отличие от более понимаемой нами физической, осязаемой инфраструктуры. Понятно, что если вы идете или едете по асфальтированной дороге или по бездорожью, то сразу чувствуете разницу между созданной, рукотворной инфраструктурой и богом данной, но честно говоря, неудобной дороге.
Опять же сам интернет или ту же сотовую связь нельзя пощупать руками, но они есть и без них уже никуда, то есть стали уже так называемой невидимой мягкой инфраструктурой. Рекомендую отъехать этак 30 км от Бишкека в горы и сразу почувствуете на себе дискомфорт от отсутствия связи и интернета. Меня как-то хватило на пару часов и все, начало трясти без возможности написать, позвонить, запостить и ответить.
К этой мягкой и невидимой инфраструктуре привыкли, а теперь как бы очередь следующего уровня развития — это социальные сети, мессенджеры, маркетплейсы и экосистемы. Все они не могли бы развиваться исключительно на безденежной основе, не имея так называемого cash flow – денежного потока или, извините, выручки. Если вы думаете, что не платите за физическую инфраструктуру, то это не так – расходы на ее содержание «зашиты» в наших налогах, акцизах на топливо и т.п. Тоже самое в абонплате сотовой связи – есть лимит на звонки, смс и интернет, но никто не обязывает использовать все дотла, но если переборщили, то биллинговая система сотового оператора срезает стружку – это святой принцип капитализма.
Так вот в отношении Убера/ЯндексГоу и оных могу сказать одно – это мягкая невидимая инфраструктура второго уровня (если интернет и сотовая связь – первого), которая сочетает в себе элементы маркетплейса, ужатого до некого минимального набора (отвезти пассажира, привезти еды – вроде бы все), но за счет искусственного интеллекта дающего возможность зарабатывать десяткам тысяч владельцев или арендаторов автомобилей и сотням тысяч пассажиров, которые не могут или не хотят пользоваться (иметь) свой автомобиль, но и не желающих медленно и с меньшим комфортом ехать на общественном транспорте.
Понятно, что такси и отели существуют уже десятки и сотни лет до появления интернета и сотовой связи, но согласитесь, что мягкая инфраструктура второго уровня гораздо приятнее и удобнее. Бесплатная ли она? Нет. Ничего бесплатного в этом безжалостном мире капитализма нет, включая политиков и депутатов.
Поэтому мое мнение – нужны понятные правила игры и честная конкуренция. В Болгарии профсоюзы таксомоторов выдавили Убер и тогдашний «Яндекс Такси» из страны и в каждом городе какие-то свои локальные службы с рациями, заказом через сайт и телефоны и по бешеным ставкам.
Поэтому надо наоборот способствовать развитию инфраструктуры второго уровня, которая как раз-таки позволяет упорядочить деятельность тех, кто уже оплачивает патент, отвечает техническим требованиям и вы знаете ФИО водителя, который вас везет. Лично я в жизни много чего оставлял в такси. Мне всегда возвращали именно где? Ответ очевиден. Должна ли платить инфраструктура налоги? Должна, если находится в монопольном положении.
А есть ли монополия на такси в Бишкеке? Сомневаюсь. Но это тема отдельного разговора.