Кубат Рахимов – очень просто о системе YandexGo и плюсах развития современной экономики

Кубат Рахимов – очень просто о системе YandexGo и плюсах развития современной экономики

Известный кыргызстанский экономист Кубат Рахимов на фоне поднимаемых вопросов о работе сервиса YandexGo очень просто рассказал о системе работы подобных приложений и на пальцах объяснил, что такое YandexGo и почему без инфраструктуры второго уровня развитие современной экономики невозможно. А также почему борьба против искусственного интеллекта вернет Кыргызстан в прошлое с такси по бешеным ставкам.

— Вижу, что в кыргызском сегменте Facebook прям поднялась и забурлила тема вокруг «Яндекс Такси», которая сейчас называется ЯндексГоу (YandexGo).

Если правильно понимаю, то вопросы простые и ясные – зачем они нужны вообще, почему у них меняются цены в течение дня и платят ли они налоги. Мне как экономисту тоже стало интересно, особенно в аспекте так называемой уберизации современной  экономики.

В первую очередь, речь идет о так называемой шеринге, когда ты не имеешь отношения к средству оказания услуг, но саму услугу получаешь в нужное время, приемлемого  качества и согласованной цены в режиме так называемого совместного потребления. Мне в этом плане нравится все же Airbnb (Airbed & Breakfast, буквально — «надувной матрас и завтрак») – самая большая сеть отелей в мире, не имеющая отелей. Кстати, если пересчитать сколько они создали де-факто рабочих мест, то многие правительственные программы в большинстве стран мира просто бледные и дохлые, извините. По сути, за 6-12% комиссии Airbnb создает ценности как для собственников жилья, так и для тех, кто снимает жилье – неважно, путешественник или студент, бизнесмен или просто народ решил развлечься.

Uber – это вообще икона новой модели экономики и по ее имени назвали уберизацию, а не эйрбиэндбизацией.

Так вот, с формально-логической точки зрения экономиста, что Убер, что  его двойник (и стратегический партнер во многих странах!) ЯндексГоу выступают так называемой мягкой инфраструктурой в отличие от более понимаемой нами физической, осязаемой инфраструктуры. Понятно, что если вы идете или едете по асфальтированной дороге или по бездорожью, то сразу чувствуете разницу между созданной, рукотворной инфраструктурой и богом данной, но  честно говоря, неудобной дороге.

Опять же сам интернет или ту же сотовую связь нельзя пощупать руками, но они есть и без них уже никуда, то есть стали уже так называемой невидимой мягкой инфраструктурой. Рекомендую отъехать этак 30 км от Бишкека в горы и сразу почувствуете на себе дискомфорт от отсутствия связи и интернета. Меня как-то хватило на пару часов и все, начало трясти без возможности написать, позвонить, запостить  и ответить.

К этой мягкой и невидимой инфраструктуре привыкли, а теперь как бы очередь следующего уровня развития  — это социальные сети, мессенджеры, маркетплейсы и экосистемы. Все они не могли бы развиваться исключительно на безденежной основе, не имея так называемого cash flow – денежного потока или, извините, выручки. Если вы думаете, что  не платите за физическую инфраструктуру, то это не так – расходы на ее содержание «зашиты» в наших налогах, акцизах на топливо и т.п. Тоже самое в абонплате сотовой связи – есть лимит на звонки, смс и интернет, но никто не обязывает использовать все дотла, но  если переборщили, то биллинговая система сотового оператора срезает стружку – это святой принцип капитализма.

Так вот в отношении Убера/ЯндексГоу  и оных могу сказать одно – это мягкая невидимая инфраструктура второго уровня (если интернет и сотовая связь – первого), которая сочетает в себе элементы маркетплейса, ужатого до некого минимального набора (отвезти пассажира, привезти еды – вроде бы все), но за счет искусственного интеллекта дающего возможность зарабатывать десяткам тысяч владельцев или арендаторов автомобилей и сотням тысяч пассажиров,  которые не могут или не хотят пользоваться (иметь) свой автомобиль, но и не желающих медленно и с меньшим комфортом ехать на общественном транспорте.

Понятно, что такси и отели существуют уже десятки и сотни лет до появления интернета и сотовой связи, но согласитесь, что мягкая инфраструктура второго уровня гораздо приятнее и удобнее. Бесплатная ли она? Нет. Ничего бесплатного в этом безжалостном мире капитализма нет, включая политиков и депутатов.

Поэтому мое мнение – нужны понятные правила игры и честная конкуренция. В Болгарии профсоюзы таксомоторов выдавили Убер и тогдашний «Яндекс Такси» из страны и в каждом городе какие-то свои локальные службы с рациями, заказом через сайт и телефоны и по бешеным ставкам.

Поэтому надо наоборот способствовать развитию инфраструктуры второго уровня, которая как раз-таки позволяет упорядочить деятельность тех, кто уже оплачивает патент, отвечает техническим требованиям и вы знаете ФИО водителя, который вас везет. Лично я в жизни много чего оставлял в такси. Мне всегда возвращали именно где? Ответ очевиден. Должна ли платить инфраструктура налоги? Должна, если находится в монопольном положении.

А есть ли монополия на такси в Бишкеке? Сомневаюсь. Но это тема отдельного разговора.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Сельское хозяйство

Больше Сельское хозяйство

Поток грантов и кредитов

Больше Поток грантов и кредитов

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.