Общественный фонд «Общее дело» провел анализ избирательных споров в Кыргызстане, возникших при проведении выборов президента в 2017 году, выборов депутатов Жогорку Кенеша в 2020 году и досрочных выборов президента в 2021 году. Об этом сообщили в организации сегодня, 16 августа.
Так, за период подготовки и проведения выборов президента в 2017 году в Центральную избирательную комиссию поступили 103 заявления (жалобы).
Из них:
- На действия кандидатов на должность президента КР- 69
- На действия СМИ – 15
- На действия, решения ИК – 9
- На действия должностных лиц органов исполнительной власти и МСУ — 5
- Обращения, требующие информационного разъяснения – 5
В фонде отметили, что по сравнению с другими анализируемыми выборными процессами, в 2017 году поступило наибольшее количество жалоб в отношении средств массовой информации — 15 — с требованиями отозвать аккредитацию или дать опровержение, удалить размещенный материал о кандидате.
В ходе организации и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша КР в 2020 году поступило 163 жалобы и заявления. Субъекты избирательного процесса подали в Административный суд Бишкека 15 административных исков. Из них 3 были удовлетворены, по 10 искам отказано в удовлетворении требований, по 2 заявлениям приняты определения об отказе в принятии к административному судопроизводству. Семь решений Административного суда были обжалованы в кассационном порядке в Верховном суде КР.
В период подготовки и проведения досрочных выборов президента КР в 2021 году, согласно Реестру жалоб и нарушений, в ЦИК поступили 173 жалобы, в том числе 133 сигнала — в КГОР.
Анализ трех избирательных кампаний республиканского уровня показывает, что наиболее частыми причинами избирательных споров в Кыргызстане являются:
- Коллизии и пробелы в законодательстве
- Отсутствие четких норм и правил, регулирующих в какие органы и с какими жалобами и заявлениями могут обращаться субъекты избирательного процесса
- Отсутствие единой практики применения ответственности за нарушения норм избирательного законодательства
- Слабая подготовка кандидатов, политических партий, их представителей, иных участников избирательного процесса и недостаточное знание ими норм избирательного законодательства
- Недостаточно высокий уровень правовой культуры субъектов избирательного процесса
- Политическое противостояние, борьба кандидатов и политических партий
- Низкий уровень правового сознания избирателей.
«Несмотря на все предпринимаемые меры, проблема коллизий и пробелов в избирательном законодательстве была и остается одной из причин многочисленных избирательных споров. Анализ жалоб, поступивших в день голосования и впоследствии, показывает, что значительная часть заявителей плохо информирована о процедурах дня голосования и зачастую обращалась с жалобами и заявлениями в случаях, которые по сути не должны были вызывать споров», — отметили эксперты «Общего дела».
В этой связи особо актуальной, в целях предотвращения значительного количества избирательных споров, становится работа, связанная с обучением не только избирательных комиссий, кандидатов и политических партий, но и непосредственно самих избирателей нормам избирательного законодательства. Такую же работу следует проводить и с организациями гражданского общества, СМИ и общественными наблюдателями.
Целенаправленная деятельность государства, субъектов избирательного процесса в предотвращении избирательных споров, снижении их количества, исключении практики недобросовестного их инициирования не только содействует позитивному развитию демократических институтов, доверию населения к избираемым органам, но и позволяет избежать массовых столкновений, протестных движений и революций.
Анализ избирательных споров был подготовлен в рамках проекта Citizens Follow Election Disputes или «Граждане отслеживают избирательные споры», который реализует общественный фонд «Общее дело».