Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Инфографика: куда кыргызстанцы летают чаще всего?

Инфографика: куда кыргызстанцы летают чаще всего?

Отрасль, на которой влияние пандемии коронавируса сказалось больше, чем на авиации, найти трудно. Именно поэтому именно к ней – особое внимание экспертов во всем мире. И Кыргызстан – не исключение.

До пандемии по всему земному шару ежегодно совершалось чуть менее 40 млн рейсов. Почти 4.5 млрд пассажиров и 60 млн тонн грузов ежегодно пересекали воздушное пространство планеты. Около половины людей, летавших на самолетах, были туристами. Кроме того, авиационная промышленность прямо и косвенно создавала рабочие места и обеспечивала стабильную карьеру для более чем 88 млн мужчин и женщин из разных уголков Земли, а ее вклад в мировой ВВП составлял более $3.5 трлн.

За первый год пандемии все эти цифры уменьшились примерно в 3 раза. Давайте посмотрим, что за это время происходило в Кыргызстане.

Рассказывает Султан Кооманов, руководитель отдела прямых продаж физическим лицам онлайн-сервиса Bookit.kg:

– Рынок, в целом, в прошлом году схлопнулся. Его не стало. Где-то месяца 3 вообще никаких авиаперелетов почти не было. Единственное – были чартерные рейсы, и то они специально организовывались для того, чтобы вывозить людей. Больше всего пострадали авиакомпании, которые были ориентированы на международную линию: Аэрофлот и т.д. Если посмотреть на перелеты внутри страны, оживление началось раньше, сначала запустились внутренние авиарейсы – Бишкек-Ош, в сниженном количестве. А потом начали подключаться и международные рейсы – Бишкек-Стамбул, Бишкек-Москва и так далее.

Больше всего пострадали компании, которые обслуживали здесь авиабизнес. И, конечно, агентства, которые осуществляли продажу билетов. Сегодня рынок восстанавливается, и мы наблюдаем возобновление полетов.

*данные за май-июнь 2021 года

Евгений Быстров, генеральный директор Bookit.kg, подчеркивает:

– Когда наступил кризис, случилось сокращение перелетов, многие отрасли авиации и туризма в принципе закрылись. Все просто: нет рейсов – нет туризма, нет работы для агентств. Многие были вынуждены остановить работу. Кто-то не справился, кто-то сразу закрылся, кто-то был в растерянности. Авиация считалась фундаментальной отраслью, и никто не думал, что может такое произойти в мире, что отрасль просто замрет. Сейчас компании потихоньку начали продавать только билеты туда, куда можно без особых проблем въехать. Сейчас выбирать не приходится. Количество рейсов, которые авиакомпании совершают в нашу страну и из нее, пока ограничено.

*данные за май-июнь 2021 года

Конечно, движение в небе постепенно восстанавливается. Но далеко не теми темпами, о которых говорилось еще год назад. Международные эксперты считают, что сложившаяся ситуация ставит под угрозу способность мирового сообщества восстановить прерванные связи между государствами после того, как пандемия CОVID-19, наконец, останется позади.

Но людей останавливают не только ограничения по въезду. Например, пассажиры из Кыргызстана отменяют свои планы в том числе и потому, что цены на авиабилеты существенно выросли. Ждать ли их возвращения к прежним пределам? Комментирует Евгений Быстров:

– Стоимость авиабилетов выросла в виду высокого спроса и низкого предложения. Сработал рыночный режим регулирования. Пока есть высокий спрос и низкое предложение, цены будут максимальные. Когда появились первые рейсы, билеты стоили по 100-150 тысяч, в десятки раз выше привычных цен. Скорее всего, авиакомпании хотели заработать больше, потому что очень долго простаивали и несли огромные убытки. Так и произошло изменение восприятия стоимости билетов. Цены, конечно, будут снижаться с отменой различных ограничений. Но, думаю, такими как раньше, они уже не станут. Во-первых, выросла стоимость топлива. Во-вторых, курс доллара тоже вырос. И я сомневаюсь, что он откатится обратно до уровня 69 сомов за доллар. Возможно, билеты не будут стоить в среднем 30-40 тысяч сомов, а будут – в районе 20 тысяч сомов. Но прежних цен не будет однозначно. Авиакомпании понесли большие убытки, они будут их восполнять.

Восстановления отрасли, хотя бы некоторого снижения цен на билеты и возвращения авиаперевозчиков ждут с нетерпением и пассажиры, и игроки отрасли. Радует, что в целом прогноз экспертов оптимистичный. А мы напоминаем, что кыргызстанский онлайн-сервис по продаже авиабилетов Bookit.kg – это простой и быстрый способ купить билет в любую точку мира.
Ad coverAd cover