В Кыргызстане 72% интернет-магазинов являются лишь виртуальной витриной оффлайн-магазинов, они полноценно не используют возможности цифровой коммерции. Об этом говорится в анализе цифровой экономики в КР, проведенном Международным деловым советом (МДС).
В организации считают, что необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих переход предпринимателей на электронную коммерцию, начиная с понятного и доступного алгоритма открытия бизнеса в этой сфере, упрощенного налогообложения, современных и удобных электронных платёжных систем, развитой системы логистики товаров, особенно при трансграничной торговле.
МДС в своем исследовании пришел к следующим выводам:
- Недостаточный уровень цифровой компетенции и навыков населения в Кыргызстане — один из главных вызовов в развитии цифровой экономики. Необходимо разработать комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса и населения в целом.
- Важно предусмотреть налоговые льготы для электронной коммерции, чтобы предприниматели могли инвестировать в знания, навыки и нематериальные активы.
- Несмотря на наличие национальных программ и стратегий, в том числе по цифровой трансформации, многие инициативы в Кыргызстане не реализованы в достаточной мере. Не принят закон «Об электронной коммерции», который содержит разъяснение таких понятий в сфере цифровой экономики, как «электронная коммерция» и «электронная сделка». Необходимы изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие специальные налоговые режимы для электронной коммерции, логистики товаров.
- Продукция и услуги из КР не выдерживают ценовой конкуренции с производителями других стран. Отечественные экспортеры, торгуя с некоторыми странами, уплачивают двойные налоги. Необходимо дополнить список стран, с которыми у КР подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, поскольку он не соответствует требованиям и нуждам современных экспортеров (IT экспорт-услуг и креативной экономики) таких, как Ирландия, США, Великобритания/
- Электронные деньги набирают популярность в Кыргызстане, но существует ряд сдерживающих факторов. Поэтому предлагается развивать агентскую сеть, количество точек (субъектов бизнеса), принимающих оплату через электронные кошельки, в том числе для трансграничной торговли.
- Проблемы, связанные с торговой логистикой, порождают неопределенность, издержки как для фирм, занимающихся электронной торговлей, так и для потребителей. Необходимо развивать потенциал центров международной торговой логистики (ЦТЛ), в том числе создавая условия для виртуального логистического центра – платформу для единого обмена данными между всеми участниками цепочки поставок, которые могут получить выгоду, особенно с точки зрения экономии затрат и логистической поддержки. Большинство ЦТЛ, созданных в стране, — обычные склады, и лишь немногие занимаются упаковкой или предоставляют транспортные и логистические услуги.