Ad coverAd cover
Economist logo
Новости

Алима Исманкулова: Кыргызстан идеален для производства и экспорта мороженого

Алима Исманкулова: Кыргызстан идеален для производства и экспорта мороженого

Хозяйка «Fresco» Алима Исманкулова о том, как компания борется с сезонностью, сколько стоит фрескомобиль, что сложного в том, чтобы полностью повторить тот самый вкус советского мороженого, и почему она выбрала «Бакай Банк» для обслуживания и кредитования своего бизнеса.

Как началось мороженое «Fresco»?

Больше 7 лет назад, когда я работала в банковском секторе, случился кризис. Тогда я поняла, что мне хочется делать что-то ремесленное, крафтовое. У меня была ностальгия по детским временам, когда мы с бабушкой и дедушкой ходили лакомиться мороженым в павильон на пересечении Дзержинки и Киевской, и в дождь, и в снег, в любую погоду. Мне захотелось воспроизвести эту атмосферу и этот продукт.

В Бишкеке, на тот момент, схожего по качеству продукта в городе не было. Я стала изучать тематику производства мороженого, прошла специализированные курсы по изготовлению этого продукта в Университете мороженого в городе Болонья. Ездила в Италии по заводам, изучала производственное оборудование и пробовала мороженое. И через какое-то время приняла решение открыть новое производство мороженого.

Наш продукт — это возможность поностальгировать по радостным событиям из детства, а также возможность создать новые радостные воспоминания сегодня. В целом это кармически хороший бизнес.

Что касается начала производства нашего мороженого, то мы с мужем долго искали хорошего технолога-проектировщика, с которым еще год искали помещение, подходящее по производственным нормам: санэпидемстанции и техрегламента. Вот так вот, вкратце, начался мой бизнес.

Известная история, что вы попытались буквально воспроизвести вкус мороженого «Бишкек Сут». Расскажите, получилось ли?

Поскольку я большой фанат классического советского мороженого, которое производилось на заводе «Бишкек Сут», я обратилась к Маргарите Николаевне Румянцевой, которая в то время была генеральным директором компании. Я рассказала ей о себе, рассказала, что была влюблена в их продукт и дала ей попробовать свое мороженое. Она похвалила нас за качество и натуральность продукции, что было для меня неожиданно и приятно. Как оказалось, она работала главным технологом производства мороженого как раз в те годы, когда я была ребенком, и непосредственно контролировала конечный результат.

Я попросила у нее рецептуру крем-брюле и пломбира и была опять очень удивлена, когда она отдала мне свои старые записи, просто так. Мы попытались воспроизвести этот продукт согласно первоначальной рецептуре. Но, к сожалению, ингредиенты сейчас уже не того качества, поэтому полностью идентично сделать продукт не получилось. Плюс наше производство не совсем позволяет воспроизвести всё в точности: например, нам необходимо самим варить сгущенку двух видов. А еще, в советском рецепте мороженого присутствовали крошки вафельных стаканов в качестве одного из ингредиентов, где сейчас их найти? Тем не менее, мы пытались и будем продолжать наши попытки сделать продукт идентичный советскому по вкусу и качеству.

Каковы особенности ведения вашего бизнеса в Кыргызстане?

Рынок очень хороший, но, к сожалению, не сильно большой. Но с точки зрения производства Кыргызстан — идеальная страна; у нас самая вкусная и качественная молочка, климатические условия позволяют выращивать лучшие фрукты, ягоды и орехи. К примеру, в том же Казахстане мы очень часто сталкиваемся с дефицитом качественных местных ингредиентов. У нас же все максимально вкусное, свежее, и это сказывается на конечном продукте. Поэтому Кыргызстан идеален для производства и экспорта мороженого в соседние страны.

Вы сейчас экспортируете мороженое?

Нет.

Fresco стал пионером продаж с машины. Какие сложности были с тем, чтобы стать первыми?

Как правило, все первопроходцы сталкиваются с тем, что определенные моменты деятельности еще никак не регулируются законодательством. У нас была и есть такая проблема с точки зрения аренды места. У нас есть санитарный паспорт на каждую машину, мы заключили договора и регулярно оплачиваем «Тазалык» за сбор мусора в районе деятельности каждой нашей машины. У продавцов есть соответствующие санитарные книги.

Но при всем при этом, общее разрешение на постоянную аренду места, к сожалению, не можем получить уже который год — законодательно это никак не предусмотрено. Хотя арендная плата с автолавок могла бы приносить хорошие дополнительные доходы в государственный бюджет, так как, например, происходит в соседнем Казахстане. Там законодательство по мобильной торговле было уже пересмотрено несколько раз с учетом актуальных тенденций в мире.

Действительно, мы первые завезли машины, которые были специально переделаны для мобильной торговли. Понимая серьезность вопроса пищевой безопасности, мы заказали машины у лидера в этой области — компании Whitby Morrison (Великобритания), которая свыше пятьдесят лет занимается тем, что выпускает машины для продажи пищевой продукции.

Их производство соответствует стандартам ISO, внутренняя комплектация машин соответствует стандартам пищевым безопасности (есть даже рукомойники с горячей водой внутри).

Ко всему прочему, машина экологически дружелюбна, она не работает с включенным двигателем или использует дизель-генератор для поддержки минусовой температуры в морозильных камерах и, соответственно, не загрязняет окружающую среду своими выхлопами.

И да, мы первые стали продавать мороженое в таком формате в городе. И хочется верить, что во многом благодаря нам на бульваре Эркиндик возобновилась хорошая традиция семейных прогулок и царит такая приятная атмосфера. Разве это не здорово?!

Сколько стоит фрескомобиль?

Машина в такой комплектации (включая автономно работающий морозильник) стоит 75 тысяч фунтов.

В какое время вы дошли до точки безубыточности?

Наверное, года через 2—3. Потому что мы сразу вкладывались в дорогостоящее итальянское оборудование с запасом по производственным мощностям с расчетом на перспективу.

Cколько у вас сейчас точек продаж?

Сейчас у нас четыре точки продаж. Три из которых мобильные, одна — стационарная. И еще семь запустятся до конца года. Итого, будет три сезонные точки — машины — и восемь будут круглогодичным. Вместе будет одиннадцать.

Какое ваше мороженое — самое популярное?

Фисташковое. Самый популярный вкус. Это хит продаж. Он самый сложный в производстве и самый дорогостоящий. Потому что эту фисташку, привезенную с юга Кыргызстана, очищают перед отправкой к нам.

Позже мы еще раз садимся всем коллективом и перебираем полученные ядра, чтобы не осталось кусочков косточек и шелухи. Потом она проходит дополнительную термическую обработку в печи, чтобы не было плесени. Затем ее перемалывают на коллоидной мельнице до состояния пасты, и только потом уже смешивают со сливочной базой для дальнейшего превращения в мороженое.

Готовое мороженое мы посыпаем цельными фисташками, чтобы показать из чего был сделан продукт.

Сколько сотрудников во Fresco?

Наша собственная команда небольшая, но очень эффективная. У нас вместе с реализаторами около 30 человек. Но мы покупаем очень много местных ингредиентов (ягоды, фрукты орехи, молочную продукцию и даже овощи) и, соответственно, работаем с большим количеством небольших ферм и хозяйств.

Поэтому можно уверенно сказать, что в процесс производства нашего мороженого, с самого начала и до конца, вовлечены сотни людей из Кыргызстана.

У вас очень яркая сезонность. Как вы с ней работаете?

Мороженое — это, действительно, сезонный продукт. Это одна из причин, почему мы открываем сейчас дополнительные точки продаж в ТРЦ, это возможность для нас быть доступными для наших клиентов круглый год и реализовать продукцию и в зимний период.

Но уже сейчас у нас неплохие показатели продаж в зимние месяцы. Во всем мире, в зимнее время, объем проданного мороженого равняется 10% от летних продаж. Мы же продаем до 30% от нашего летнего объема.

У вас будет почти втрое больше точек продаж. Какое участие в этом развитии принимает «Бакай Банк»?

Сейчас мы готовим заявку на дополнительное кредитование в банке на развитие дополнительных точек, плюс ставим банковские POS-терминалы «Бакай Банка» — хотим сделать платежи для наших клиентов более удобными и доступными. Особенно это актуально для наших клиентов-иностранцев, кто приходит к нам за мороженым на бульваре Эркиндик.

Помимо этого, у нас много иностранных поставщиков, с кем мы ведем регулярную работу на безналичной основе. Например, компания, которая производит для нас специальную упаковку и бумажные стаканчики в Италии. Большинство оборудования мы покупаем тоже из-за рубежа. Все расчеты такого рода проходят через «Бакай». И хочется сказать, что все транзакции проходят быстро и безошибочно.

Почему вы выбрали «Бакай Банк»?

Отношения с банком «Бакай» начались еще когда я работала в нашем семейном бизнесе. Мое образование было в сфере финансов, поэтому мне поручили открыть счет компании в лучшем банке в стране.

У меня на руках были свежие результаты нашего исследования в университете по предмету «Банковское дело», где мы изучали отчеты нескольких банков и определяли какой из банков был наиболее стабильный и имел хорошие перспективы развития.

По моему мнению, именно «Бакай» был на первом месте и, недолго думая, я предложила открыть счет именно в этом банке. Могу сказать, что я очень довольна этим выбором.

Все это время руководство и сотрудники банка всегда внимательно прислушивались к нашим запросам и старались предоставить такие условия сотрудничества, которые бы позволяли быть в плюсе, как и самому банку так и нам, как их клиенту. И, вот сегодня, по истечении более 15 лет, мы продолжаем с большим удовольствием работать с «Бакаем», уже от имени нескольких компаний с нашей стороны.

Какие планы у Fresco?

Если кратко — освоение юга страны и Иссык-Кульского региона. Нас там ждут давно и долго. Будем выходить с помощью прямых точек продаж. В городе Ош наше мороженое уже продается, но только через сеть супермаркетов.

Нам бы хотелось, чтобы люди из других регионов знали про Fresco и могли им полакомиться наряду с жителями Бишкека.

В планах также выход на соседние более крупные рынки. Модель выхода на соседние страны до сих пор прорабатывается. Как один из вариантов, мы думаем о запуске и предоставлении франшизы местным предпринимателям.  

Ad coverAd cover