Переезд не за горами. Казахстан отменяет «плату за успех» и может перетянуть недропользователей из Кыргызстана

Переезд не за горами. Казахстан отменяет «плату за успех» и может перетянуть недропользователей из Кыргызстана

Приток иностранных инвестиций в Кыргызстан в прошлом году упал на треть. А если где-то убавилось, значит где-то прибавилось. И это где-то совсем недалеко – соседний Казахстан. За 2018-й чистый приток инвестиций в эту страну вырос на 9.8%, в том числе из стран ЕАЭС сразу на 31%. В ближайшее время эта цифра может увеличиться еще больше за счет Кыргызстана и более дальновидной политики Астаны в добывающем секторе.

Новые инвестиции Казахстан может получить от недропользователей, для которых правительство отменило один вид налога, который называли «наказанием за успех». Этот налог – бонус за коммерческое обнаружение новых запасов полезных ископаемых.

Данный бонус в РК платили компании, которые за свои деньги вели поиск и разведку на месторождениях и при постановке на госбаланс новых запасов должны были за это еще и заплатить. Казахстанские власти посчитали это нелогичным и отменили платеж.

В Кыргызстане точно также компании должны платить за обнаруженные за свой счет новые запасы полезных ископаемых. Но отменять эту плату власти страны не спешат.

Успешный опыт Казахстана

Бывший министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов, комментируя отмену бонуса за коммерческое обнаружение, отмечал, что в международной практики такого вида налога не существует и компании, которые вкладываются в развитие, не наказывают за успех. По его словам, исправление этой ошибки позволит компаниям активнее вкладываться в геологоразведку.

Благодаря такой законодательной трансформации в ближайшие годы горнодобывающую промышленность Казахстана ожидает устойчивый рост, подчеркивал также директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК Николай Радостовец.

При этом бонус в Казахстане отменяется не только для новых проектов. Чтобы поддержать текущие проекты в РК пошли дальше и ввели новые положения в Налоговый кодекс. Так, при условии перехода на этап добычи компании могут рассчитывать на вычет расходов по оценке, обустройству, общие административные расходы, суммы выплаченного подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, а также другие связанные расходы.

А что Кыргызстан?

В Кыргызстане компании также, как до недавнего времени в РК, должны платить бонус за постановку на баланс новых запасов. Еще недропользователи уплачивают бонус при получении лицензии. При этом неважно на что дается лицензия – на разработку готовых месторождений или только поиск и разведку новых запасов.

Когда государство берет плату (бонус) при выдаче лицензии на разработку месторождения, то это большой, но логичный платеж. На таком объекте государство уже провело геолого-изыскательные работы и потратилось на это. Соответственно там есть учтенные запасы и за это нужно заплатить.

Например, затраты на разведку золоторудного месторождения Джеруй эксперты оценивают примерно в 35-40 млн советских рублей – это порядка $60 млн на сегодня. Этот бонус имеет смысл – государство допускает инвестора до объекта, который уже приготовили для него.

Но государство берет бонус и за постановку на госбаланс вновь обнаруженных за счет частных инвестиций запасов недр. При этом разведка – это научно-изыскательские работы, которые не приводят ни к какой прибыли. А вот риск, что результат будет отрицательный очень высокий.

Такое «наказание за успех» прописано в 302 статье Налогового кодекса КР. В четвертом пункте части 2 этой статьи указано, что «последующее увеличение количества запасов полезных ископаемых, имеющихся в момент предоставления права пользования недрами, в результате проведения дополнительной разведки, пересчета запасов или вследствие иных причин» является объектом налогообложения бонусом.

То, что поиск и разведка это огромный риск для компаний никто не учитывает. Инвестируя средства, недропользователи по сути вкладываются в поиск запасов для государства. Потому что объект у компании находится в аренде. Реальным собственником недр до получения лицензии на разработку является государство. Еще неизвестно, будет ли этот недропользователь работать именно на этом объекте или нет, но он уже платит.

Тут стоит отметить немного нечестный подход в том, что Северо-Кыргызская геологическая экспедиция и Южно-Кыргызская геологическая экспедиция, которые находятся при ГКПЭН, не платят бонусы за постановку на госбаланс новых запасов. Проведение разведки за государственные деньги освободили от уплаты – здесь власти понимают, что это чисто исследовательские, а не коммерческие работы.

Отмена бонуса

В Кыргызстане была попытка бизнеса через Международный деловой совет (МДС) донести до властей нелогичность оплаты бонуса за постановку на баланс новых запасов.

Но Минэконом ошибочно посчитал, что компании просят льгот, а льготы в стране под запретом. Против выступил и Минфин, который в свое время и вписал в Налоговый кодекс, почти в обход Госгеологии, пункт об уплате бонусов за новые запасы.

Под «наказание за успех» в КР в наибольшей степени попадает компания «Чаарат ЗААВ». Все потому, что это единственная кыргызстанская компания, которая за годы независимости с нуля, за свои деньги разведала крупное месторождение золота. Остальные – Кумтор, Джеруй, Талды-Булак и другие значимые объекты – это советское наследие.

По словам председателя совета директоров «Чаарат ЗААВ» Александра Новака, чтобы обнаружить новые запасы золота, компания проделала огромную работу. Объем буровых работ превысил 147 тысяч погонных метров. И учитывая, что бурение одно погонного метра составляет от $150 до $180, объем инвестиций здесь исчисляется десятками миллионов долларов.

Глава «Чаарат ЗААВ» отметил, что геологоразведочные работы – дело сложное, тянущееся годами, а порой и десятилетиями, с непрогнозируемым результатом и крайне дорогостоящее: «Наши затраты на разведку и освоение месторождения Чаарат уже в 2018 году вплотную подошли к отметке в $200 млн».

При этом никакой выгоды для компании на стадии разведки нет. По мнению Новака, смысл здесь должен быть не в том, чтобы сразу взять с инвестора побольше денег, а в том чтобы он вложился в будущее производство.

«Горные проекты дают огромный эффект на стадии разработки. Нужно только подождать когда заработает проект и тогда с него будет очень большая отдача и не только в виде налогов. Горные проекты вовлекают множество других сфер, создают рабочие места в смежных отраслях, в поставках продукции, строительстве инфраструктуры и многом другом», – заключил Новак.

Представители отрасли не исключают, что наличие бонуса и обязанность платить крупные суммы может сдерживать компании от постановки новых запасов на госбаланс. И если такой крупный инвестор, как «Чаарат ЗААВ» добросовестно выполняет все обязательства, то более мелкие компании могут придерживать информацию об обнаруженных запасах.

В проигрыше от этой ситуации остается государство. Потому что переход на тяжелые работы затягивается и бюджет не получает максимальную выгоду от разработки месторождений.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.